«Правительство в рамках реформы государственного управления в регионах планирует восстановление районных бюджетов, поскольку в свое время их ликвидация привела к невозможности формировать и реализовать программы социально-экономического развития районов», — сообщил директор государственной кадровой службы (ГКС) КР Аалы Карашев в Ошской области в среду.
Как сообщает корреспондент K—News из Ошской области, по поручению премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева рабочая группа во главе с директором ГКС проводит в Баткенской и Ошской области разъяснительные работы среди населения о целях законопроектов по оптимизации системы органов государственного управления.
На встрече с представителями МСУ, неправительственного сектора, населения Ааалы Карашев заметил, что основные цели преобразований направлены на усиление государственного управления с опорой на органы местного самоуправления и гражданское общество.
«Основные шаги — это возврат районных бюджетов, что позволит акимам решать на местах проблемы местного населения. Также необходим возврат института губернаторов. Этот вопрос особо актуален для южных регионов, так как здесь существуют приграничные проблемы, требующие срочных решений», — заметил глава ГКС.
Карашев подчеркнул, что финансовые средства будут направляться непосредственно в районы, таким образом, повысится ответственность за целевое использование денег.
«При передаче полномочий, которые сейчас находятся в ведении центра, местные руководители смогут сделать намного больше для улучшения жизни сельчан. На сегодняшний день мы вынуждены признать, что органы МСУ не могут обеспечивать эффективное управление и контроль над ситуацией в районах ввиду отсутствия полномочий. Мы признаем, что они не позволяют эффективно работать в интересах населения. Местные сообщества недостаточно вовлечены в процесс принятия решений», — сказал Аалы Карашев.
Он заметил, что население в целом поддерживает реформу правительства. Активно вносит свои предложения по формированию районных кенешей, эффективности использования бюджетных средств, укреплению взаимодействия органов МСУ с местным сообществом.
Отметим, что аналогичная группа во главе с вице-премьер-министром КР Тайырбеком Сарпашевым проводят аналогичные встречи с активом Джалал-Абадской области. Следующая встреча пройдет в Нарынской и Иссык-Кульской областях.
Напомним, что правительство рассмотрело пакет законопроектов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Законы Кыргызской Республики «О местной государственной администрации», «О местном самоуправлении», «О государственной службе», «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике», «О выборах депутатов местных кенешей», «О финансово-экономических основах местного самоуправления» и Земельный кодекс.
Основные причины преобразований — это ослабление управляемости на территориях, отсутствие целостности и связанности системы государственного управления, отсутствие механизмов взаимодействия с органами МСУ и местным сообществом. Дисбаланс ответственности и полномочий звеньев территориального управления (особенно районных администраций) не позволяет решать вопросы социально-экономического развития территорий.
Целью преобразований является усиление государственного управления с опорой на органы местного самоуправления и гражданское общество, наполнение реальным содержанием предметов ведения, полномочий и ответственности базового звена территориального управления — районных государственных администраций.
Проекты законов предполагают 12 основных изменений политического, административного, финансово-экономического и коммуникативного характера.
Так, в проектах законов предполагаются следующие изменения.
1. Восстановить районные кенеши, упразднив малоэффективные совместные заседания местных кенешей, состоящие из всех депутатов айылных кенешей соответствующего района. Предлагается избирать депутатов районных кенешей по мажоритарной системе, число которых будет составлять 35 депутатов.
2. Восстановить институт губернатора.
3. Модифицировать процедуру назначения акимов районов, определив четкий порядок назначения и освобождения по предложению районного кенеша.
4. В целях обеспечения взаимодействия на местах предлагается усилить роль акимов при избрании глав айыл окмоту. При этом предлагается, что главы айыл окмоту будут избираться айылными кенешами не менее трех представляемых кандидатур.
5. Передать в ведение местных государственных администраций территориальные подразделения министерств и административных ведомств, за исключением правоохранительных органов и усилить кадровые полномочия акимов.
6. Предоставить акимам право приостановления (либо отмены) решений айыл окмоту в случае нарушения законности.
7. Ввести обязательность согласования с акимами различных проверок на территории района, которых осуществляется проверяющими органами, за исключением возбужденных уголовных дел.
8. Повысить кадровый потенциал аппаратов районных государственных администраций, поскольку нынешнее количество работников райадминистраций (16 – 20 человек) не позволит эффективно решать новые задачи и соответствовать возрастающим требованиям к роли и ответственности акимов.
9. Восстановить районный бюджет, поскольку в свое время ликвидация районных бюджетов привела к невозможности формировать и реализовывать программы социально-экономического развития и районов.
10. Улучшить материально-техническое обеспечение деятельности аппаратов районных государственных администраций, включая увеличение размера заработной платы сотрудников аппаратов.
11. Передать районным администрациям право управлять землями на территории района, включая пастбищные угодья.
12. Создать механизмы взаимодействия акимов с местными сообществами и органами местного самоуправления. Данная мера направлена на построение эффективного диалога «власть – население».