Госэкзамены сдал. Диплом защитил. Заветная корочка с гербом на обложке у иных уже на руках, у других – не за горами. Закончились времена случайных студенческих заработков. Пора подыскивать постоянное место. И здесь многих выпускников ожидает сюрприз: часто, едва приступив к работе, а то и на этапе собеседования, они понимают, что учились совсем не тому, чего от них ждет работодатель. И модное нынче туристическое направление просто изобилует такими «сюрпризами».
Чтобы помочь сориентироваться выпускникам туристических специальностей, K—News попросил Улана Джумашева, исполнительного директора турагентства «Билет.kg», – одного из крупных туристических агентств Кыргызстана, – прояснить ситуацию, ответив на вопросы о знаниях, навыках и заработках специалистов, занятых в сфере туризма.
Что нужно знать и уметь, когда идешь работать турагентом
«Агенту, продающему туры и дополнительные услуги, мало знать, как, например, подбирать гостиницу, бронировать билеты и организовывать доставку клиентов в аэропорт. Нам нужен человек, который бы имел и некоторые менеджерские навыки. На практике это означает умение выполнять задачи в срок и с надлежащим результатом, инициативность, а также ведение переговоров. К сожалению, те навыки, которые имеют выпускники наших вузов, в частности двух вузов, которые заявляют, что готовят специалистов в данной отрасли, – это Академия туризма и университет «Манас», – недостаточны для таких работодателей, как туристические и авиаагентства», – начал разговор Улан Джумашев.
По его словам, потребность в специалистах на рынке туристических услуг достаточно велика. В Бишкеке порядка пятнадцати крупных туристических и авиаагентств. Это ключевые работодатели отрасли – компании-участники «IATA» – международной организации воздушного транспорта, которая сертифицирует агентства, занимающиеся продажей авиабилетов.
Исполнительный директор «Билет.kg» подробно остановился на тех моментах, которые он так хотел бы видеть в соискателях:
1. Знание сферы авиаперевозок.
«Насколько я вижу из краткого анализа нашего рынка образования, никто не дает таких знаний. А ведь современный туризм почти полностью основан на перелетах, потому что это удобно и быстро», – говорит Улан Джумашев.
Под знанием сферы авиаперевозок Улан подразумевает осведомленность о специфике авиаперевозок, знание основ работы с системами бронирования, основных типов воздушных судов, их основных параметров (сколько мест, какие удобства предусмотрены, каково расстояние между спинками кресел и т.д.), потому что «это необходимо в работе».
«Советуя клиенту полететь с той или иной авиакомпанией, вы должны учитывать не только цены, но и то, каково клиенту будет на борту их самолетов. Нюансы делают отдых либо хорошим, либо ужасным!», – поясняет он.
2. Коммуникативные навыки.
«Наверное, это банальные вещи, но сотрудник турагентства должен уметь общаться, выявлять особые потребности клиента и понимать, как их оптимальным образом удовлетворить. Нужно сопоставить возможности и желания клиента и предложить тот вариант, которым клиент в итоге останется чрезвычайно доволен. Кроме того, нужно уметь улаживать конфликты», – комментирует Улан.
3. Клиентоориентированность.
«Этому в Кыргызстане не учат, потому что учебные заведения у нас сами не клиентоориентированы. Но и у нас есть люди, которые горят этой идеей. Есть организации, которые всячески внедряют клиентоориентированный подход», – считает топ-менеджер.
4. Знание современных технологий.
Если речь идет о работе в сфере туризма, то есть всего несколько технических навыков, на которых нужно сосредоточиться. Главным образом, это навыки поиска в Интернете, как официальной информации, так и отзывов, которые пользователи оставляют на форумах и в социальных сетях. Практически вся информация о месте назначения собирается в Интернете. Сотрудник должен уметь составить объективную картину того, что из себя предлагает то место, которое он собирается порекомендовать клиенту. Важно умение работать с социальными сетями и форумами, и для поиска информации, и чтобы не потерять потенциальных клиентов, начитавшихся раздел «Антиреклама» популярного форума в Бишкеке. Кроме навыков работы в Интернете, кандидат должен уметь работать с офисными программами Word, Power Point, Excel,Outlook. Удивительно, но не все выпускники вузов имеют навыки ведения деловой переписки и работы с офисными программами, хотя это является требованием по умолчанию во многих компаниях
5. Знание местных туркомпаний, географии и английского.
«С этим у нас сложно. 99,9 % наших студентов не знают даже местных крупных турфирм и региональных туроператоров и специфики их работы. А это необходимо. Многие выпускники туристических специальностей путаются в названиях столиц и местонахождении стран. Не у всех хороший английский, хотя практически все его «изучали». В целом, для работы на нашем рынке достаточно трех языков: русского, кыргызского и английского. Знание других языков приветствуется, но не является обязательным, – пояснил Улан. – Еще важны улыбка, дикция и, особенно, логика и аккуратность работы с информацией. Туризм – это очень много деталей, которые нужно удерживать в голове: разница во времени, стыковки рейсов, визы, пункты назначения. Если человек не умеет организовывать свое рабочее время, ставить себя на место клиента и продумывать тур до мелочей, его работа будет постоянно сопряжена со стрессами, которых можно избежать, стоит включить мозг».
Говоря об образовании, он также отметил, что хотя большинство соискателей, приходящих в «Билет.kg», – выпускники Академии туризма, все же большая часть сотрудников компании – бывшие студенты КРСУ и Национального университета.
Про деньги
По словам Улана Джумашева, средняя заработная плата менеджера по турам в Бишкеке составляет 450-500 долларов США. Плюс проценты, – как правило, 10 %, – от прибыли с продажи тура.
«Практика показывает, что если мы берем на работу вчерашнего выпускника, то на то, чтобы он адаптировался, требуется 2-3 месяца. Впрочем, туризм – это такая сфера, где постоянно нужно заниматься самообразованием: рынок динамичен, появляются новые услуги, возможности, предложения. Для кого-то это просто, для других – непосильно. С другой стороны, в туризме никогда не придется скучать, и открывается масса новых возможностей, о которых прежде и не догадывался, ведь работая здесь, вы ближе всего находитесь к информации о «горящих турах», скидках и акциях, тесно поддерживаете связь с зарубежными партнерами, по долгу службы узнаете об отдыхе за рубежом то, что вряд ли узнают непрофессионалы. Это один из неоспоримых плюсов профессии», – отметил Джумашев.