День железнодорожника за год до юбилея

Автор -
311

    В следующем году у кыргызской железной дороги юбилей – 90 лет с начала эксплуатации.  Дорога была построенная как ветка огромной транспортной системы советского государства, связывающая три океана через самый большой континент на планете. Сегодня это самостоятельное предприятие, – ГП «НК “Кыргыз темир жолу”», – и в преддверии профессионального праздника мы беседуем с генеральным директором  Национальной компании железнодорожных перевозок Аргынбеком Малабаевым.

    Аргынбек Джумабекович, Вы стали железнодорожником по призванию или просто так сложились обстоятельства?

    Кто-то в детстве мечтает стать пожарником, кто-то – учителем, а я с детства мечтал стать машинистом паровоза. Получилось так, что детская мечта осуществилась. Моя первая работа после окончания железнодорожного лицея в городе Фрунзе была – помощник машиниста тепловоза. Потом я закончил и техникум, и институт, но вот уже 32 года работаю на железной дороге.

    Сегодня в нашем государстве сложилась практика назначения руководителей в государственные учреждения и ведомства не из числа специалистов, а из людей, имеющих совершенно иное образование и опыт. А как обстоят дела в вашем ведомстве?

    Проблема нехватки специалистов актуальна по всей стране во многих областях. У нас на железной дороге это сказывается в минимальной степени, думаю, что наша отрасль с этой точки зрения, одна из самых благополучных. Для нас люди – главная составляющая всей системы. И в ближайшие дни в честь профессионального праздника мы будем награждать, премировать, отмечать работников нашей компании.

    Очень интересное утверждение, хотелось бы услышать обоснование такой позиции. Давайте поговорим о кадрах, вернее о людях, которые трудятся на железной дороге.

    В «НК “Кыргыз темир жолу”» практически 6 тысяч рабочих мест с неплохим, по меркам нашей страны, социальным пакетом. Так, за три года заработная плата выросла на 50 %, и сегодня средняя заработная плата в компании составляет 15 400 сомов. Проблему кадров мы тоже решаем, отправляя на обучение наших контрактников в Узбекистан, Казахстан, Россию. И у нас теперь есть КГУСТА, где тоже готовят железнодорожников. Мы отправляем на учебу с условием, что после возвращения специалист обязан отработать по контракту в течение 5 лет. Такая система придумана не нами, но главное, что нам удалось ее сохранить. 

    Я так понимаю, что железнодорожники во многом сегодня более интегрированы в общую систему, чем даже страны Таможенного союза?

    Действительно, мы сохранили очень многое от советской системы Министерства путей сообщения. Даже наш полувоенный статус, а в любом нормальном государстве железная дорога – это стратегический объект первостепенной важности, – это одна из причин надежной работы в наше не очень надежное время.

    А что еще нас связывает с соседями по железной дороге?

    У нас есть огромный резерв для роста – это дорога Север-Юг, которая свяжет напрямую нашу железнодорожную сеть с Китаем. Сегодня мы работаем над подготовкой технико-экономического обоснования такого проекта. И задействованы в этом процессе все наши приграничные страны. Не стоит забывать о том, что развитие железнодорожного транспорта заложено в стратегических перспективах развития страны. Так, что куда расти – у нас проблем нет.

    Складывается такая картина, что в отрасли просто проблем нет, чего не скажешь о стране в целом. Действительно такая радужная картина, или это просто предпраздничный рапорт?

    Нет, конечно же, проблем достаточно. Необходимо обновлять парк тепловозов, подвижный состав, создавать дополнительные системы надежной и безопасной работы. Главное, что удалось сохранить всю систему железнодорожного транспорта в целом, и есть примеры того, как мы ее совершенствуем.

    Назовите.

    Практически вся южная часть железной дороги теперь стоит на железобетонных шпалах. Деревянные шпалы с не очень-то экологичной пропиткой служат 6-8 лет, железобетонные – минимум пятьдесят. Получается решение двух проблем сразу. Более того, шпалы нашего местного производства, а это 150 рабочих мест. Или вот ремонтное депо. Мы можем ремонтировать собственный тепловозный парк, для этого есть и оборудование и специалисты. Сегодня работают два вагоноремонтных завода, где мы восстанавливаем и грузовые и пассажирские вагоны, имеем возможность продлять срок их эксплуатации. Разве это не достижения?

    А сколько у нас в стране тепловозов и вагонов?

    Достаточно, чтобы перевезти всех пассажиров и все грузы.

    Вопрос про пассажирские перевозки. По отзывам, здесь не все обстоит идеально. Как Вы прокомментируете недостаток комфорта и сервиса?

    Здесь все наши проблемы сконцентрированы особенно отчетливо. Возможности покупать суперсовременные вагоны у нас нет, мы вынуждены исходить из реалий и стараемся максимально сохранить, что имеем. Сервис – это, прежде всего, человеческий фактор, и проблем здесь действительно много. Учим, поощряем, наказываем. Так, за последние 3 года было уволено более 100 человек. Но вы же понимаете, что на транспорте всегда были и будут нарушения, от безбилетников до контрабандистов. Огромная проблема в том, что дорога наша попала в сферу интересов мирового наркотрафика. И бороться с этим злом приходится всем.

    Действительно, вы, прежде всего, перевозчики, но и другие проблемы вас не минуют. Как и с кем вы сотрудничаете?

    Это транспортная милиция и прокуратура, отдел в ГКНБ и Государственная служба по контролю наркотиков. У нас, например, есть питомник служебных собак, которые успешно работают на транспорте. Все эти ведомства работают в одном ключе, противоречий или дублирования функций нет. Сказать, что нет успехов в борьбе за порядок на транспорте, было бы неправдой. Говорить о том, что там все в порядке – не правда еще большая. Работы меньше не становится.

    И в заключение, что бы Вы хотели сказать работникам отрасли в канун профессионального праздника за год до юбилея, и что бы хотели пожелать всем кыргызстанцам?

    Работникам отрасли пожелать производственных успехов, а всем людям нашей прекрасной страны – мира, благополучия, процветания. Я верю, что страна наша станет богатой и процветающей, и по новым железным дорогам поедут такие поезда, что все просто откажутся от автомобилей.

    Послесловие

    Я впервые попал на территорию ГП «НК “Кыргыз темир жолу”». Вымытые газоны с кустами роз, кипельно белая униформа железнодорожников, ухоженное без излишеств здание, и щебет птиц в тенистых аллеях. Как то все это не вяжется с представлением о грохочущих и гудящих поездах. Не только рыба гниет с головы, но и порядок начинается с главного офиса. Здесь даже памятник паровозу выглядит совершенно эстетично. Радует глаз. 

    [attachment:61438] [attachment:61439] [attachment:61440] [attachment:61441]
    Поделитесь новостью