Все чаще можно встретить детей, живущих с бабушками, а иногда и вовсе без взрослых. Как в Кыргызстане присматривают за малышами, оставшимися без попечительства родителей? О том, что такое социальная опека над детьми и как она должна осуществляться в интервью K—News рассказала главный специалист Управления по защите детей Министерства социального развития Жаныл Жумабаева.
Давайте начнем с цифр, известно ли число детей, которым нужна социальная помощь?
По данным районных управлений по защите детей, за 6 месяцев 2013 года в стране выявлено 10 тыс. 328 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сюда входят все категории детей — оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные, беспризорные, находящиеся в конфликте с законом, работающие, подвергшиеся семейному или сексуальному насилию.
Достаточно ли у нас социальных работников?
В 2011 году функции по защите детей передали Министерству социального развития КР, и в связи с этим отделы по поддержке семьи и детей, которые находились в районных государственных администрациях и при мэриях городов, были переданы в районные управления социального развития. В 2012 году отдел по поддержке семьи и детей переименован в отдел по защите детей, ЛОВЗ и пожилых граждан, главный специалист работает с детьми, оставшимися без попечения родителей, и над устройством детей в семьи, ведущий специалист работает с неблагополучными семьями и с детьми «группы риска». А также в работе с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, задействованы социальные работники, их порядка 952.
Как они работают с детьми, что конкретно делается?
Районные управления социального развития должны на ранней стадии выявлять неблагополучные семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в государственной помощи. После выявления таких семей составляется план индивидуальной работы с семьей и план защиты ребенка, в нем отражают все услуги, в которых нуждается семья — юридические, медицинские, социальные, педагогические, психологические. Составленный план выносится на рассмотрение комиссии по делам детей в районах и городах. В состав комиссии по делам детей входят представители органов здравоохранения, образования, центра занятости, отделы внутренних дел и неправительственные организации. Данная комиссия выявляет, в какой услуге нуждается семья или ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации. Комиссия должна закрепить ответственные органы, например, если семья нуждается в медицинских услугах, то ответственными назначаются представители здравоохранения в районах, если педагогические услуги, то отдел образования. Для вывода семьи и ребенка из трудной жизненной ситуации должны работать комплексно все государственные органы.
Соцработники выводят родителей-алкоголиков из запоя и находят им работу? Как они помогают детям?
Все это отражается в плане индивидуальной работы с семьей, например, если родители ребенка не работают, злоупотребляют спиртными напитками, нуждаются в какой-либо помощи, все это прописывается в плане. В районах есть центры занятости, чьи представители также входят в комиссию по делам детей. И через данный центр родителей можно направить на краткосрочные курсы обучения, например, на парикмахера, повара и так далее. По окончании учебы им находят работу, чтобы они могли обеспечивать своих детей. Но обычно в таких ситуациях возникают проблемы, часто родители не желают учиться чему-то новому, а тем более — работать.
В «группах риска», если дети, например, не посещают школу, за ними закрепляются общественные воспитатели, которые следят за тем, чтобы ребенок ходил в школу и учился. К работе с детьми «группы риска» привлекаются психологи. В отличие от неблагополучных родителей, детей легче научить чему-то новому, вывести их из сложной ситуации или из «группы риска».
За 6 месяцев этого года соцработники составили 3 тыс. 599 индивидуальных планов по выведению семей из трудной жизненной ситуации, на данный момент с контроля снята 601 семья, то есть стольким семьям государство помогло справиться.
Часто говорят о том, что социальные работники не обращают внимания на неблагополучные семьи, хотя прекрасно осведомлены о том, как они живут. Родителям нужно самим обращаться для получения помощи?
Нет, это не обязательно, тем более что не все граждане знают, что можно куда-то обращаться. Функции социальных работников и состоят в том, чтобы выявлять семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Но я считаю, что выявлением и передачей информации о неблагополучных семьях и детях должны заниматься все государственные органы в комплексе — районный отел образования, здравоохранения, отдел внутренних дел и другие органы. Они должны передавать информацию в районные управления социального развития или комиссию по делам детей, так как 3 сотрудника отдела по защите детей, ЛОВЗ и пожилых граждан районного управления просто физически не смогут справиться со всеми семьями.
Согласитесь, если ребенок живет в неблагополучной семье и находится в трудном положении, об этом знают все – учителя, врачи районной больницы, участковый инспектор по делам несовершеннолетних, и даже соседи. Соседи — вообще первый источник информации, так как они каждый день видят ребенка, видят, если у него проблемы, если его бьют, он пропускает школу, вынужден работать и так далее.
Тут возникает вопрос неравнодушия. У нас сложилось так, что посторонние люди стараются не вмешиваться в дела семьи, но если человек видит реальные проблемы, он должен сообщать об этом. Таким путем и должны выявляться неблагополучные семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Тем более, наши сотрудники не могут просто так стучаться в дома и проверять, как они живут. На каком основании они могут это делать? Если же будут поступать звонки, то проверка возможна. У нас не развита эта система, каждый думает, что его дом с краю, и он не вмешивается. А иногда от одного звонка зависит будущее ребенка.
Вы говорили о психологах, в каждом районном управлении они есть?
В Кыргызстане психологов не воспринимают всерьез, возможно, из-за советского прошлого или кыргызского менталитета. Нам кажется, если человек нуждается в помощи психолога, то он психически не здоров. Но на самом деле психологические консультации нужны всем, а особенно тем семьям и детям, которые оказались в трудной ситуации. Чтобы вывести одну семью из сложившегося кризиса, нужны месяцы тяжелой работы.
Конечно, в районных управлениях нет штатных психологов, но они есть в больницах, различных медицинских центрах и центрах по оказанию социальной поддержки. Говорить о том, что вообще нет специалистов, и в данном направлении не ведется никакой работы, нельзя. Возможно, в будущем мы придем к тому, что в управлениях по защите будут штатные психологи, но пока этого нет.
Скажите, в каких трудных ситуациях чаще всего оказываются дети?
Такой статистики у нас нет, ведется общая численность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Но мое личное мнение, одна из самых сложных ситуаций – это когда ребенок остался без опеки родителей, детям очень тяжело адаптироваться в центрах или детском доме, особенно, если они уже более или менее взрослые. Самое страшное – остаться без опеки при живых родителях. В 2009 году проводилось исследование общественного фонда «Моя семья», согласно которому около 11 тыс. детей находятся в детских учреждениях, и из них лишь 6 % — дети-сироты, остальные же имеют одного или обоих родителей.
Почему так происходит? С родителями ведутся какие-то профилактические работы?
Молодые люди при вступлении в брак должны планировать рождение ребенка. Конечно, ситуации в жизни бывают разные, судить кого-то у меня нет права. Но иногда встречаются такие случаи, которые подвергают нормального человека в шок. Например, был такой случай, когда я работала в районном управлении. Во дворе детского дома оставили ребенка, которому было год и 2 месяца. Никаких документов при ребенке не было. Мы вызвали милицию, потом отправили ребенка на обследование. У него были обнаружены тяжелые патологии. Через неделю пришла очень молодая пара. Сказали, что это их ребенок, и они хотят его забрать. У обоих не было паспортов, свидетельства о браке, не говоря уже о свидетельстве о рождении ребенка. Я спросила, почему оставили ребенка? Ответ меня шокировал, они сказали, что по прогнозу врачей ребенок должен скоро умереть, а у них нет денег на лечение, нет собственной квартиры, поэтому и оставили его во дворе детского дома. Я была крайне возмущена, как можно так предать ребенка, оставить его, а потом как ни в чем не бывало вернуться за ним? По их словам, вернулись, потому что ребенок им приснился.
Вся проблема в том, что взрослые не чувствуют своей ответственности перед ребенком, которого родили. Нужно же продумывать все и делать правильно, потому что ты отвечаешь за жизнь маленького человечка! Я понимаю, бывают разные ситуации, но всегда же можно обратиться за помощью к государству, а не просто перекладывать свою ответственность на государство и бросать ребенка.
В последнее время часто дети остаются без попечительства родителей, потому что увеличилось число трудовых мигрантов. Граждане уезжают на заработки, даже не позаботившись о том, что будет с ребенком, оставляют детей на попечительство старых бабушек и дедушек. В прошлом году была принята новая редакция Кодекса о детях, в нем прописано, что родители перед отъездом могут обратиться в районное Управление социального развития для того, чтобы ребенку определили законного представителя, опекуна или попечителя на время отъезда родителей. Кто-то же должен защищать и представлять интересы ребенка, например, в школе, больнице и в других вопросах, пока родителей нет в стране?
Часто возникает вопрос о безответственности родителей, государство работает, помогает брошенным детям, но чтобы вывести семью из трудной ситуации, в первую очередь, важно желание самой проблемной семьи. Если родители — алкоголики, то государство никак не может помочь, пока родители сами не осознают, что им нужна помощь, и что ребенка нужно воспитывать, что они имеют перед ним обязательства. На сегодняшний день большинство семей переложили свои обязанности на государство, им легче определить ребенка в детский дом, чем самим заниматься воспитанием и содержанием ребенка.
Если взрослые граждане, которые родили ребенка, не хотят нести за него ответственность, что может сделать государство? Почему безответственность родителей должна спускаться с рук? Пока родители сами не соберутся, сами не начнут что-то делать, ничего не получится, государство помогает нуждающимся, но не может решать за них все проблемы. Если родители ленивы и не хотят работать, они так и будут сидеть и ждать помощи от кого-то.
В чем вы видите совершенствование системы опеки? В каком направлении нужно двигаться?
Принятие нового Кодекса КР о детях кардинально изменило систему социальной опеки над детьми. Это хорошие, положительные изменения, и, конечно, требуется время, чтобы полностью поставить хорошую систему защиты детей, чтобы она начала работать в полную силу. Для этого нужны годы, нужно очень много работать.
Я считаю, что все сотрудники профильного ведомства должны стараться встать на защиту детей, не нужно ссылаться на то, что отдел пособий занимается только пособиями, а отдел по компенсациям занимается только компенсациями. Тут нужна комплексная работа, каждый, кто видит проблему в семье, должен поднимать тревогу и защищать детей. И это касается не только сотрудников Министерства социального развития, но и других министерств, и даже друзей, соседей и просто знакомых семьи. Когда не будет равнодушных людей, когда даже чужой человек будет помогать детям, оказавшимся в сложной ситуации, когда родители будут ответственными перед своими детьми, только тогда ребенок сможет жить хорошо.