Государство не должно поддерживать бизнес, оно должно дать свободу предпринимателям — Эмиль Уметалиев

Автор -
376

    Подходит к концу летний туристический сезон в Кыргызстане. О его результатах и о том, как нужно развивать туризм и бизнес в стране, KNews рассказал президент туристической компании «Kyrgyz Concept» Эмиль Уметалиев.

    Скоро закончится летний туристический сезон, Ваша оценка – как он прошел?

    У нашей компании туристический сезон хороший, и кажется все результаты, пусть не намного, но превосходят показатели прошлых лет. Туризм в целом мире становится все более и более весомой частью экономики, я очень надеюсь, что в нашей стране все будет идти в том же направлении. Но, конечно же, мы все понимаем, что 2 фактора могут снизить наши ожидания от сезона.

    Первый фактор – это климат, в этом году весь мир пережил какие-то катаклизмы. Лето у нас выдалось не очень жаркое, очень поздно наступили горячие дни, поэтому были опасения, что на Иссык-Куль приедет недостаточно гостей. Сейчас может случиться так, что прохладные дни наступят рано, и это тоже снизит количество отдыхающих. Но мне кажется, это не будет настолько уж удручающим, драматическим фактором, снижающим количество туристов.

    Второй фактор – это чрезмерно негативные новости о поведении местного населения в Иссык-Кульской области, когда перекрывались дороги, были различные правонарушения, действия, связанные со спокойствием отдыхающих в некоторых отелях. Такие новости, конечно же, у какой-то части населения могут вызвать беспокойство, но самое главное, что определенные политические силы или конкурирующие экономические зоны, которые не желают нам экономического роста, пытаются дискредитировать наше демократическое развитие и наш рынок туризма, испортить имидж курортного туризма в Кыргызстане, в данном случае отдыха на побережье Иссык-Куля.

    На сегодняшний день об этих факторах не стоит забывать, они могут повлиять на туристический сезон, но пока, я надеюсь, они не смогут поменять тренд туристического роста. У меня сейчас нет готовых цифр, но, по всем наблюдениям и ощущениям, в этому году мы все равно будем в плюсе. Была косвенная информация от представителей госорганов, что в этом году туристов из западных стран было на 20 тыс. человек больше, чем в прошлом году. Это уже говорит о том, что безвизовый режим, введенный правительством, уже дал свой положительный эффект. Вторая половина еще больше увеличит количество туристов, насколько я знаю, иностранцы во второй половине года приезжают в большем количестве, поэтому к концу года можно ожидать прибавления туристов не на 40 тыс., а на еще большие цифры. В финансовом плане я бы смело предположил, что страна получит от туристов на 20 млн долларов больше, чем в прошлом году. Это только за счет иностранных гостей, которые приезжают к нам благодаря безвизовому режиму.

    В чем вы видите развитие туризма в Кыргызстане? Что нужно изменить в существующей системе?

    Тактически для того, чтобы развивать туризм нужно внедрять бюджетное программирование. Что это такое? Обычно у нас министры хвастают тем, что выбили бюджет под туризм, при этом они не знают, что с этими деньгами нужно делать или делают то, что нам совершенно не нужно. Поэтому нужно делать все наоборот, сначала нужно с участниками рынка согласовать и определить, что нам нужно и что мы можем сделать сообща, помимо тех конкретных активных действий предпринимателей, которые они осуществляют самостоятельно. И только потом под эти задачи формировать бюджет, а не так, что сначала выбить бюджет и не знать, как его использовать, или использовать под свои коррупционные замыслы.

    Второе – перед нами стоят 2 стратегические задачи, которые мы должны решить, чтобы развивать туризм. Во-первых, защита частной собственности. Мы должны перестать относиться к собственности – к частной, общественной, государственной — как к тому, что можно перетягивать от одного к другому, захватывать, в том числе государством с помощью правительственных решений. До тех пор пока мы не установим защиту частной собственности и не дадим гарантии, мы не можем рассчитывать на улучшение инвестиционного климата и приток инвестиций для прогрессивного развития экономики. Почему весь мир инвестирует в Китай? Там не самый примерный политический режим, но в смысле защиты частной собственности Китай находится на 4-5 месте в мировом рейтинге. Если в каких-то странах, в том числе в постсоветском пространстве, мы часто слышим о нападках на частную собственность, и у нас тоже слишком часто слышны возгласы о национализации, то в Китае с 80-х годов я не заметил ни одного крупного сигнала о национализации, скандала, связанного с рейдерством. Поэтому, защитив частную собственность и дав гарантию, Китай смог привлекать инвестиции со всего земного шара в неимоверных размерах.

    Во-вторых, политика открытого неба. Всегда наши политики и пессимисты жаловались на то, что мы находимся вдали от морских портов, что мы изолированы. Но все эти минусы можно обернуть в плюсы — если мы далеко от морского порта, значит, мы находимся в выгодном положении в центре континента. Сделав политику открытого неба и дав разрешение авиакомпаниям свободно приземляться у нас и перевозить пассажиров и грузы в другие страны без запретов и коррупции, мы можем выгодно использовать минусы. Мы можем стать портом для радиальной дистрибуции. Из дальних стран к нам прилетают и перелетают в другие дальние страны, а наши региональные авиакомпании делают дистрибуцию пассажиров и грузов в соседние страны, по региону. Таким образом, мы становимся реальным хабом, этот очевидный плюс мы можем реализовать, если у нас хватит политической воли или мы сможем преодолеть корыстные собственнические интересы местных предприятий и политиков, связанных с этим. Наши авиакомпании боятся, что останутся без дохода, если мы реализуем политику открытого неба. Но я абсолютно уверен, что, наоборот, возникнет намного больше местных компаний, которые будут работать с гораздо большим количеством грузов и товаров в регионе, а останутся без дохода только те, кто не умеет работать с новыми технологиями. Проиграют только монополисты, которые используют коррупционные или административные ресурсы.

    Вы успешный предприниматель, скажите, как, на Ваш взгляд, правильно строить бизнес в Кыргызстане?

    Есть двоякая задача, с одной стороны — это отношение с государством. Наше государство от инквизиционной формы, где изначально считается, что гражданин виноват, должно перейти к состоянию, когда работает презумпция невиновности, в том числе и в экономике. До тех пор, конечно, будет трудно искоренить коррупцию. Мы должны изменить суть государства, оно должно быть ориентированным к своему гражданину, особенно к предпринимателю.

    Вторая часть – это отношение самого предпринимателя, оно должно строиться на 3 ценностях – клиентоориентированность: нужно уходить от совкового поведения на рынке, понимать потребности клиента и решать их. Второе – отход от мер принуждения опоры на самопроизвольные силы в менеджменте, то есть отход от командных, административных, принудительных методов в сторону создания мотивированных рыночных отношений в менеджменте и структуре бизнеса. Это более прагматичный, комфортный и выгодный путь в бизнесе. Третье – это инновации. Успешные люди завтра – это только те, кто сегодня умеет привлекать инновации и новые технологии, и не только в виде айфонов, айпэдов и компьютеров, это, в первую очередь, инновации в знаниях, интеллектуальные знания в правилах менеджмента и законах. Они должны быть самыми конкурентоспособными в мире по созданию инвестиционного климата и защите частной собственности.

    Часто говорят о том, что государство не поддерживает предпринимателей. Как оно должно это делать, кроме того, что Вы уже обозначили?

    Поддержка государства, если честно, чревата последствиями. Там, где государство начинает поддерживать бизнес, появляется административное регулирование, и как следствие, появляются барьеры и коррупция. Поэтому от государства нужно просить не поддержки, а свободы, особенно в постсоветских странах. С 1917 года государство, захватив всю собственность у населения, превратилось в монополиста в экономической деятельности, лишив граждан самостоятельности. Да и сейчас страны постсоветского пространства еще не отпустили все вожжи правления. Частично вернув собственность населению, на словах разрешив экономическую деятельность, на самом деле его регулирующие и контрольные функции все еще доминируют. Условно говоря, однажды отобрали бричку, сегодня ее как будто бы вернули, но не вернули право самостоятельно распоряжаться этой бричкой. Государство все время пытается с помощью своих контрольных функций – лицензирование, стандартизация и какие-то другие регулятивные меры, довлеть над инициативой собственника. Наша задача, чтобы государство гарантировало свободу и защищало право предпринимателя на эту свободу, до тех пор ничего просить у государства не нужно, только свободу. Все остальное приведет к тому, что государство будет все контролировать.

    Что нужно изменить в политике государства в области привлечения инвесторов?

    Кроме того, что я уже сказал о защите частной собственности, государство должно еще обеспечить справедливый суд. Суд должен быть независимым и не подкупным, должно соблюдаться верховенство закона, когда прав не тот, у кого больше прав или денег, а когда все равны перед законом. Приведу простой пример на наших дорогах: у нас постоянно подрезают, обгоняют, проезжают на красный свет. Я это наблюдаю ежедневно, люди, которые так ездят — это уже часть системы, которая все время пытается захватить чужое, за счет других сделать свои дела быстрее в ущерб другим и с угрозой для жизни других людей. Такое происходит и в экономике, и в бизнесе.

    Актуальной сейчас темой является вступление Кыргызстана в Таможенный союз, что Вы думаете по этому поводу?

    Мы не должны вступать в Таможенный союз. Сегодня мы видим все больше и больше примеров того, что Таможенный союз защищает не свободу торговли, а ограничение, изоляцию от свободной торговли. Я открытый сторонник невступления в Таможенный союз. Если правительство считает, что из каких-то дипломатических или политических соображений мы должны стать участниками союза, то оно должно гарантировать сохранение наших сегодняшних условий. Мы должны торговаться до последнего, чтобы защитить наши сегодняшние возможности. Если правительство в угоду политических целей уступит наши позиции, то завтра нас будут ожидать очень большие конфликты, это неминуемо, вслед за снижением условий жизни. Нас ждут социальные и экономические потрясения, по всему периметру нашей деятельности мы будем иметь меньше товаров, но по более высоким ценам, и, соответственно, меньше людей будут заняты в экономике. Это все очень быстро выявится, так же как это выявилось за 2 года в Казахстане, сегодня в этой стране слышится все больше и больше возражений против Таможенного союза. Мы должны трезво видеть тяжелые последствия на примере такого крупного и богатого соседа, как Казахстан.

    Из того, что я вижу сейчас, можно предположить, что и чиновники не особо стремятся войти в Таможенный союз, в начале месяца в Министерстве экономики прошло очередное заседание Межведомственной комиссии по переговорам о присоединении к союзу и Единому экономическому пространству. При рассмотрении проекта дорожной карты представители отдельных ведомств не были готовы к заседанию, выяснилось, что не было исполнено поручение по изучению и формированию позиций Кыргызстана по вопросу учета таможенных пошлин и размера доли страны при их распределении между странами Таможенного союза. Во время заседания уполномоченные государственные органы и ведомства вместо формулировки продуманных решений и рекомендаций по защите интересов Кыргызстана задавали вопросы в ожидании ответа от других участников заседания. Сотрудники Таможенной службы не были подготовлены к заседанию и не могли ответить на поставленные вопросы. Министерством экономики были сделаны замечания ряду госорганов. Такая подготовка к процессу присоединения страны к Таможенному союзу создает у бизнес-сообщества обеспокоенность о готовности и способности правительства должным образом защитить интересы страны и не поставить под угрозу продовольственную безопасность, доходную часть бюджета и работоспособность наших отечественных предприятий.

    Поделиться