Энергетика: сила и слабость экономики Кыргызстана

Автор -
3911

    Тезисная аналитика, как форма выражения точки зрения, тоже имеет право на жизнь. Логика, как вид подачи материала, позволяет опускать лишние детали и подробности. Экономика Кыргызстана если не в состоянии стагнации, то точно в режиме пробуксовки. Но есть надежда, и начинается она с каскада Верхне-Нарынских ГЭС…

    Почему гидроэнергетика? Существенно, что в условиях постоянного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, трудностей с их поставкой, при ограниченных валютно-финансовых возможностях республики только гидроэнергетика, использующая непрерывно возобновляемую водную энергию, способна разрешить многие проблемы. 

    Мощность. Электроэнергетика КР является основной отраслью реального сектора экономики, на ее долю приходится 5,5 % ВВП, 16 % валовой продукции промышленности. В настоящее время уровень освоенности всех потенциальных запасов гидроресурсов КР составляет в среднем порядка 10 %, из них наибольшим уровнем освоенности обладает бассейн реки Нарын – почти 50 % по выработке и по мощности – c каскадом Токтогульских ГЭС, расположенных в нижнем течении реки Нарын.

    Энергетический потенциал рек Кыргызстана составляет от 140 до 160 млрд кВт/ч в год и является основой гидроэнергетики.

    Проблемы отрасли: области защиты прав собственности, недостатки существующей тарифной политики, замедление хода реформ, коррупционные схемы и слабое привлечение внешних инвестиций в энергетику. Инфраструктурные проблемы: ненадежность энергоснабжения и необходимость модернизации и развития энергетического сектора, плохая дорожная сеть, отсутствие основных инфраструктурных  услуг на местном уровне.

    При существующих методах энергопотребления по затратному принципу невозможно добиться 6-8 % роста экономики. Это потребует колоссальных инвестиций в развитие и производство энергоносителей. Альтернативой является энергоэффективный путь развития экономики, при котором сбережение энергоресурсов равносильно их производству. С точки зрения макроэкономики, инвестиции в увеличение энергетической эффективности обеспечивают более быстрый и экономичный эффект, чем наращивание мощностей энергоснабжения.

    Потребность энергосектора в инвестициях для обеспечения надежного энергоснабжения на сегодняшний день оценивается в $150 млн в год для распределительных компаний и $350 млн в год для энергетической отрасли в целом в течение следующих 10 лет. Такие огромные суммы связаны с тем, что на протяжении последних 20 лет энергосектор испытывал постоянное недофинансирование, что привело к полному износу большинства генерирующих и передающих мощностей.

    Уязвимость. Проблемой энергосектора КР, помимо других проблем, является неоптимальная структура производства. Более 90 % электроснабжения в стране поступает от Токтогульской и находящихся ниже по течению ГЭС Нарынского каскада, на которые приходится 78 % всей установленной мощности производства электроэнергии в стране.  Такая система делает энергетический сектор уязвимым перед неустойчивостью  гидрологии, особенно в зимнее время. 

    Высокая энергоемкость (малая эффективность) – расход энергии на единицу ВВП. В Кыргызстане составляет 1,1 тонн топливного эквивалента на 1000 долларов США. В развитых странах этот показатель составляет 0,09-0,18, а в развивающихся странах – 0,22-0,74.  

    Конфликт интересов между государствами ЦА. Различные рамочные соглашения и отсутствие долгосрочных договоренностей с общим пониманием совместного развития энергосектора, противостояние по режиму использования воды – энергетического или ирригационного – стали тормозом в настоящее время, который существенно препятствует как привлечению, так и защите иностранных инвестиций.

    Энергетическая независимость. То, что Кыргызстан обеспечен большим объемом гидроэнергетического потенциала – 142 млрд. кВт.ч, еще не говорит о самодостаточности энергоресурсов в стране. Прогнозные запасы органического топлива находятся в труднодоступных горных районах, так как добываемый объем топлива обеспечивает потребности республики в угле на 4,04 %, нефти на 2,49 %, газа на 0,29 %. Производимая электроэнергия на ГЭС обеспечивает потребности в энергоресурсах на 53,6 %. Для покрытия потребности страны почти 40 % топлива импортируется из соседних государств. Сюда входят и нефтепродукты, которые пока незаменимы электроэнергией от ГЭС. Иначе говоря, наша страна энергодефицитная. Таким образом, исходя из топливно-энергетического баланса страны, Кыргызстан не может обеспечить свою энергетическую независимость от соседних государств.

    Какие меры необходимы в секторе энергетики

    Совершенствование законодательной базы – пробелы в законодательстве, сложный порядок получения разрешительных документов на право строительства ГЭС.

    Стратегические отношения между республикой и инвесторами должны закладываться уже по принципу не кто больше даст, а кто принесет больше пользы для долгосрочного развития страны. Поскольку речь не просто об обновлении энергообъектов, а об обеспечении национальной безопасности.

    Добиться выработки общих критериев понятия энергетической безопасности от всех участников единой в Центральной Азии энергосистемы. И на основе ее добиваться того, чтобы в ближайшие годы политика в области развития, использования и сохранения водных ресурсов была направлена на обеспечение рационального использования водных ресурсов, инвестиционной привлекательности, соблюдение экологической безопасности и развитие альтернативных источников энергии.

    Дифференцированный тариф. Проблема отсутствия рыночных механизмов ценообразования на произведенную электроэнергию может быть решена, если рассмотреть возможность установления дифференцированного тарифа на электроэнергию для всех категорий потребителей по принципу «кто больше потребляет, тот больше платит».

    Одним из вариантов решения проблем энергетической сферы является внедрение ВОТ-контрактов в эксплуатации гидроэлектростанций. В соответствии с данными договорами, предполагается вовлечение инвестиционных средств для улучшения и развития ГЭС, при этом станции отдаются в пользование инвесторам до тех пор, пока вложенные средства не будут возвращены. Для этого необходимо 15-20 лет, после чего сооружение передается в пользование государства. Преимущество ВОТ-контрактов состоит в том, что станции остаются во владении государства. Таким образом, инвестор не может их купить или приватизировать. При использовании этих контрактов можно решить проблемы малой и средней энергетики без вовлечения бюджетных средств.

    Хороший импульс развитию малой и средней энергетики может дать применение механизма ГЧП при реализации проектов по строительству, реконструкции и эксплуатации ГЭС.

    Закончить строительство станций Камбарата-1 и 2. С введением их в строй производство электроэнергии в республике увеличивалось бы еще на 6,2 млрд. кВтч в год, обеспечивая устойчивое индустриальное и социальное развитие Кыргызстана и экспорт электроэнергии в сопредельные страны. При этом обеспечивался бы полный цикл регулирования стока вод реки Нарын в водохозяйственных интересах региона Центральной Азии.

    Придать мощный толчок развитию альтернативной энергетики (производство электроэнергии, тепла, горячей воды на основе энергии ветра, солнца, биогаза и геотермальных вод).

    Проблему отсутствия конкуренции в сфере производства, распределения и продажи электроэнергии можно решить путем развития малой и средней энергетики.

    Необходимо строительство еще пяти крупных ГЭС Средне- и Верхне-Нарынского каскада. Такая грандиозная программа гидроэнергетического строительства не может быть реализована только за счет ресурсов Кыргызстана. Поэтому приоритетная задача – привлечь к сотрудничеству крупнейшие компании России и ряда других стран.

    Если подвести итог, можно с уверенностью говорить о двух тенденциях. Не все у нас в энергосекторе в порядке, но совершенно очевидно, что очевиден путь выхода экономики на совершенно иной уровень. Нужна только политическая воля и понимание того, что необходимо работать, – только тогда будут результаты.

    Поделитесь новостью