Современное лесное хозяйство – предприятие замкнутого цикла, с большим сроком ожидания результатов. Лес по праву считается одним из составляющей показателей богатства страны. Площадь лесов, например в России – 40 %, в Японии – 60 %. А у нас каково положение? Наша статистика дает цифру в 4,6 % от площади всей территории страны. Однако несколько лет назад работавший в наших краях швейцарский проект «Лесик», после проведенной космической съемки настаивал на цифре чуть большей, чем 7 %. В итоге по данным различных источников площадь лесов составляет от 913 квадратных километров до 1 тысячи 300 квадратных километров. Немного по отношению к другим «лесным» странам. Например, к Швейцарии, где лес наступает настолько, что человек уже более 10 лет вынужден искусственно сокращать его площади. У нас ситуация другая, отчего проблем намного больше, чем в густонаселенной Европе.
Как леса уничтожаются
Хотя всегда есть естественные (природные) факторы сокращения и уничтожения лесов, в нашем случае основной урон природе наносит сам человек. Здесь можно обвинять и можно отнестись с пониманием. Да, леса вырубаются не ради расчистки территории, и не для промышленной заготовки (хотя эта составляющая присутствует в основном в виде браконьерства). Леса в основном уничтожаются ради топлива для печек. Это особенно обидно. Другой фактор воздействия на лес, как на природную среду, – это человеческое бескультурье и безалаберность. С каждым годом давление на природу становится все мощнее. Мы как бы попадаем в замкнутый круг. Поясню на примере одного из лесных хозяйств в Иссык-Кульской области. Лесхозу государство ставит план – 20 гектаров леса засадить в этом году. Но свободных площадей нет. Айыл окмоту тоже не готов пускать лесников на «свои» территории, приберегая их для потенциальной продажи. С другой стороны, государство обязывает лесхоз поставлять местному населению дрова – а это путь постепенного уничтожения леса. Выход очевиден. Обеспечьте население привозным углем, и самостоятельных вырубок станет меньше. Законодательно определите, где можно высаживать молодой лес, и через десять лет тенденция к увеличению площади лесов будет очевидной. Но для этого еще надо перевоспитать общество. Людей нужно убедить жить будущим, хотя бы ради детей.
Как леса восстанавливаются
Восстанавливается лес так же двумя путями – природным и искусственным. Природный путь в условиях современного техногенного общества не эффективен. Бесконтрольная заготовка дров, превалирует над возможностями лесного массива к самовоспроизводству. К сожалению, потребности населения в дровах в зимний период оказываются камнем преткновения в распространении леса на большие территории. Больше рубят, чем вырастает за это время. Вся надежда на лесхозы как питомники для саженцев. Но дело это долгое, хлопотное и затратное. Здесь не бывает быстрого «коммерческого выхлопа». Уже только потому, что некоторые сорта еловых в первый год после высаживания семечки вырастают всего на три сантиметра. Другие быстро растущие тоже проводят несколько лет на плантации, прежде чем попадают на место своего постоянного пребывания.
Современные питомники – зрелище трогательное, достойное самых нежных эпитетов. Только вот выращивание саженцев – труд тяжелый и кропотливый, и здесь не до лирики.
Люди трудятся больше на энтузиазме, чем за зарплату, которую им обеспечивает государство. Таково положение во всех областях Кыргызстана. Предлагаем посмотреть фоторепортаж из одного из семи лесхозов Иссык-Кульской области. Питомник хвойных и лиственных, от первогодков до полутораметровых деревьев. Они все ждут своей очереди оказаться в природе или рядом с человеком. Некоторые – завтра, другие – через десять лет. Но одно бесспорно: без вмешательства человека лес в Кыргызстане постепенно деградирует. Однако не хочется превращаться в пустыню.