Проект «Похороны инвестиционного климата Кыргызстана»

Автор -

    Видеозапись, где «представители народа» Бахтияр Курманов и Эрмек Джунушбаев  вымогали 3 миллиона долларов у директора по устойчивому развитию «Кумтор Оперейтинг Компани» Дугласа Гриера. В случае отказа обещаны и гражданская война, и передача рудника «Кумтор» в эксплуатацию китайцам или японцам. Эту новость из пишущих не комментировал сегодня только ленивый. Оставим за скобками конституционность высказываний и статьи Уголовного кодекса КР, которые могут быть инкриминированы одной из сторон заснятых «переговоров». Не станем говорить о бездействии властей и связях «переговорщиков» с депутатами и другими политическими деятелями. Поговорим об экономике.  

    «Проект» новый термин в криминальном жаргоне

    Кыргызстан в последние двадцать лет наводнен организациями, известными в народе как НПО (то есть, как неправительственные). Обычно финансируемые из-за рубежа, НПО первоначально использовались в качестве пунктов сбора всевозможной информации. Несколько позже прибавилась и другая функция – влияние на общество и общественные процессы. Все это не секрет. НПО создали целый клан высокооплачиваемых работников  («нпошников» по народной терминологии). Многие стремятся стать нпошниками, ибо и зарплаты там приличные, и дел конкретных там немного. По коэффициенту «зарплата, разделенная на затраченный труд» это, возможно, самая выгодная наемная работа в мире.  Потому как итогом деятельности таких организаций является не результат, а ОТЧЕТ о проделанной работе. Отчего главная составляющая работы – это конференции, семинары, кофе-брейки и тимбилдинги. Я не стану утверждать, что ВСЕ НПО так работают (есть, видимо, исключения), но большинство используют именно такую схему, и это в нашей жизни уже аксиома (истина, не требующая доказательств). И поэтому главное слово в работе НПО – это «ПРОЕКТ», зачастую с прилагательным «пилотный». И слово это в самым широком толковании вошедшее в обиход – главная заслуга всех вместе взятых НПО, работающих в нашей стране.   

    Влияние НПО на наше общество дошло до такой степени, что слово «проект» стало ключевым в заснятом вымогательстве 3-х миллионов долларов. Авторство новой  криминальной терминологии по праву принадлежит «джеты-огузским робин гудам» Бахтияру Курманову и Эрмеку Джунушбаеву, впервые в лингвистической практике использовавших экономический термин в качестве аргумента обычного рэкета. Нет, скорее необычного. Ибо эти «представители народа» наезжают не только на субъект предпринимательства, но фактически на Конституцию страны (См. внимательно видеозапись). Но есть еще один нюанс – они этим своим проектом «хоронят» нашу и без того конвульсирующую экономику. Потому как есть законы, по которым эта самая экономика развивается. Если доморощенные «авторитеты» вполне рассчитывают не замечать местных законов (и зачастую очень даже успешно не замечают), то законы глобального экономического развития таким как Курманов и Джунушбаев не обойти.

    Пора заказывать катафалк

    Государство только тогда можно назвать состоявшимся, когда оно может защитить и прокормить свое население. Экономика – это основа любого государства. Опять аксиома. Для развития экономики нужны инвестиции, то есть вложения в ее развитие и непосредственное функционирование. У нас в Кыргызстане на этом фронте давно затишье. Так называемые перманентные революции подорвали инвестиционную привлекательность страны. Опять истина, которую даже не нужно пояснять. Но «бизнес  любит экстремалов», и до последнего времени оставались надежды, что самые отчаянные все-таки придут в страну, чтобы здесь работать. Государство устами своих высших чиновников постоянно зазывает инвесторов, обещая создать условия для нормальной работы. Некоторые даже верили в это.

    Последние надежды начали стремительно таять с началом очередной кампании по национализации или, в крайнем случае, по изменению договоренности с «Кумтором»,  который на протяжении полутора десятков лет остается флагманом кыргызстанской экономики. Экономическая целесообразность приносится в жертву политическим амбициям. Больше миллиарда долларов теряется на обвале акций на международной бирже. Фактически, власть борется с акционерным обществом, в котором страна является главным акционером. Казус за гранью здравого смысла. Но процесс пошел, и те, кто его затевал, должны были уже пожалеть об этом. Конечно, если их мозг имеет «мощность»  на уровне примитивного калькулятора…

    Но все еще хуже. Появился еще один прецедент, когда кучка горлопанов может просто выключить огромное предприятие из производственного цикла, и зачинщикам даже отвечать не приходится. Поэтому разве стоит удивляться появившейся вчера видеозаписи?  Все очень даже логично. Только вот после этого экономике нашей впору заказывать катафалк…

    Заглянем в ближайшее будущее

    Революции (с отрицанием  международных обязательств свергнутой власти) – это первый уровень недоверия. Наезд государства на инвестора, работающего в стране на законных основаниях, – второй, митинги и пикеты – третий уровень. Рэкет как форма давления – уровень четвертый и последний. А теперь, когда все это стало достоянием информационного пространства, сами делайте выводы о настроении потенциальных инвесторов.

    И в качестве тестовой программы (чуть не написал «пилотного проекта») проследим ситуацию с кыргызско-российским проектом строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Договоры заключены и ратифицированы в Кыргызстане и России, деньги есть, совместное ЗАО создано, и даже наш уважаемый президент залил первый куб бетона в первую ГЭС каскада. А вот начнется ли строительство, остается вопросом. Особенно после опубликованного вчера видео.

    Поделитесь новостью