Для развития демократии в стране должен работать не только парламент, но и местные органы управления – Крегг Халстед

Автор -

    C 2010 года при помощи компании DAI ЮСАИД (Development Alternatives, Inc. и Агентство США по международному развитию) осуществляет в Кыргызстане проект по содействию Жогорку Кенешу. C 1 февраля 2013 года финансовым спонсором программы также является ДФИД (Министерство международного развития Великобритании). Представитель компании Крегг Халстед рассказал в интервью KNews о реализуемых проектах, и о том, как нужно развивать парламентаризм.

    Расскажите, какие проекты уже были осуществлены?

    В 2010 году мы провели тщательную оценку нужд Жогорку Кенеша и определили 4 основных направления, в которых парламенту нужно оказывать содействие: в совершенствовании законотворческого процесса; в усилении работы комитетов парламента; в совершенствовании информирования населения и гражданского общества о деятельности парламента; в совершенствовании управления человеческими ресурсами в Аппарате Жогорку Кенеша.

    Эти основные четыре компонента нашей программы, на их основе мы осуществляем свою деятельность. В рамках реализации проекта мы провели большое количество различных семинаров, тренингов и круглых столов, все они были направлены на осуществление тех задач, которые мы обозначили в компонентах.

    Можете подробнее рассказать о компонентах?

    В рамках первого компонента мы завершаем проект, на мой взгляд, очень важный, — это создание русско-кыргызского словаря по всем юридическим терминам, которые применяются в разработке законопроектов. К сожалению, в Кыргызстане до сих пор большинство законопроектов разрабатываются на русском языке и при переводе на кыргызский часто допускаются ошибки, что создает коллизии в законодательстве. Год назад Комитетом по образованию была создана рабочая группа, в нее входят лингвисты, эксперты по госязыку, представители комиссии по госязыку, они все очень хорошо поработали, проделали большую работу. Сейчас проект завершается. Мы надеемся, что на пленарном заседании депутаты утвердят этот словарь, и он будет использоваться и носить обязательный характер для всех субъектов, занимающихся законотворчеством. Это будет как наследство после завершения нашей программы.

    Кроме этого, по первому компоненту мы провели много обучающих тренингов по правильному написанию законопроектов. В июле этого года отправили в США 10 разработчиков законопроектов Аппарата Жогорку Кенеша, Аппарата правительства и Аппарата президента. Они от «А» до «Я» изучали законотворческий процесс в штате Айова. Их обучали техническим моментам, как правильно выражать на бумаге желания инициатора законопроекта, чтобы лучше изложить идею и избежать противоречия с другими законами. Такая же поездка в прошлом году была организована для группы депутатов.

    По второму компоненту – по содействию в усилении работы комитетов мы совместно с комитетами часто устраиваем парламентские слушания, выездные заседания. В последний раз мы организовали выездное заседание комитета в Нарынской области, где депутаты и эксперты посетили более 10 образовательных и культурных объектов. Этот компонент больше занимается логистикой данных мероприятий, потому что темы слушаний комитеты выбирают сами.

    В рамках третьего компонента мы проводим тренинги и семинары для журналистов, которые освещают деятельность Жогорку Кенеша. Конечно, мы не учим их тому, какую информацию нужно подавать. Мы рассказываем о том, как можно искать информацию в парламенте, какие методы применять при написании материала и так далее.

    По 4 компоненту мы проводим обучающие мероприятия для сотрудников Аппарата парламента. Жогорку Кенеш большое учреждение, там работают более 500 сотрудников, поэтому, как и любой другой организации, парламенту тоже нужно постоянное обучение сотрудников. Мир очень быстро развивается, и образование людей не заканчивается с окончанием университета, образовательный процесс должен продолжаться постоянно, на протяжении всей жизни. Мы тесно работаем с отделом кадров парламента и очень хотим, чтобы в последсвие отдел кадров сам мог организовывать такие тренинги и обучать своих специалистов.

    Самое главное для нас, чтобы после завершения нашего проекта парламент самостоятельно продолжал начатые дела.

    Скажите, Вы видите отдачу со стороны Жогорку Кенеша, есть положительные результаты? Депутаты помогают вашей программе?

    Хочу подчеркнуть, что наша программа политически нейтральна, мы не встаем на чью-либо сторону и относимся ко всем депутатам и фракциям с одинаковым уважением. Для нас главное – помочь развитию института парламентаризма.

    Когда мы только начали свою программу, часто слышали критику, говорили, что парламентская форма правления не совместима с Кыргызстаном. Но 3 года спустя парламент продолжает работать, три раза были созданы разные коалиции по всем правилам, без нарушений закона, в рамках Конституции. Можно говорить, что парламентская форма правления в Кыргызстане развивается, но приживется она или нет, зависит только от избирателей, граждан Кыргызстана.

    Депутаты и весь Аппарат парламента очень активно участвуют в реализации нашей программы. Они понимают, что наша миссия — в развитии парламентаризма, и без их помощи и участия, конечно, не было бы самой программы, ее реализация была бы невозможной.

    Что нужно делать для того, чтобы развивать парламентскую форму правления? Вы можете рассказать, как должна работать эта система? В обществе бытует мнение, что если в стране парламентская система, то во всем виноваты депутаты…

    Прежде всего, важность такой формы правления для Кыргызстана – это разделение власти. У страны сложная история, революции 2005 и 2010 годов этому подтверждение. Я считаю, что в такой ситуации разделение власти очень важно. При парламентаризме уже не будет такой ситуации, когда одно лицо или одна семья узурпировала власть, природные ресурсы страны. Это плюс. Конечно, демократия – тяжела, никто не говорит, что это будет легко и просто.

    Я не могу судить депутатов Кыргызстана или внутреннюю политику страны, лучше я расскажу о системе на примере США. Парламент, конечно, очень важен, он имеет законотворческие, контрольные и представительные функции. Но нельзя забывать и о местной власти. В США во всех 50 штатах развита работа городской администрации, каждый штат делится на районы, там есть избранные советы, различные комиссии. Граждане могут участвовать во всех процессах, выходить на митинги, выдвигать свои требования.

    Я считаю, что для достижения истинной демократии, кроме работы президента, правительства и парламента, очень хорошо должна быть развита местная власть. Хорошо налаженные взаимоотношения между центром и местными органами самоуправления, коммуникация с населением дадут свои положительные результаты.

    Какие еще проекты у вас запланированы?

    В 2015 году заканчивается наша программа, до этого времени мы и дальше будем продолжать реализовывать наши компоненты. Если говорить конкретно, то сейчас мы создаем организацию для сотрудниц парламента, благодаря которой они смогут объединяться и оказывать профессиональное содействие друг другу. Мы знаем, что когда случаются сокращения в любой организации в любой стране, чаще всего страдают именно женщины. Поэтому для женщин мы хотим создать условия для профессионального развития.

    В рамках второго компонента планируется открытие исследовательского фонда, члены парламентских комитетов смогут отправлять нам запросы на исследования на различные темы. Мы будем нанимать экспертов, которые будут делать анализ и исследования. Часто парламенту не хватает таких работ для осуществления своей деятельности, и мы будем оказывать такую помощь комитетам.

    Также по этому компоненту мы создаем школу законотворчества, где разработчики законопроектов смогут постоянно получать обучение. Школа будет основана на базе одного из вузов, при завершении программы школа останется.

    Что Вы хотите видеть после завершения программы?

    Наша главная задача – помощь во внедрении парламентской системы правления. Хочу надеяться, что народ Кыргызстана поймет важность разделения власти. Хотелось бы, чтобы Жогорку Кенеш продолжал взятый курс и работал только в рамках законодательства, в рамках Конституции. Все остальное не должно иметь места в мире в 21 веке.

    Поделиться