Парламентский Комитет по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству в третьем чтении одобрил поправки в закон о гарантиях деятельности президента.
Законопроект регулирует отношения, возникающие при использовании объектов недвижимости, расположенных на территории режимных объектов, и их сохранении за государством.
Как отмечается в справке-обосновании, в ведении Управления делами президента КР Государственная резиденция №1 (село Чон-Арык, Бишкек), Государственная резиденция №2 (город Чолпон-Ата, Иссык-Кульская область) и Южная резиденция президента (Ош).
Ранее на основании закона «О государственных гарантиях отдельным категориям партийных руководителей Киргизской ССР» и иных актов правительства некоторые государственные дачи, расположенные в государственных резиденциях, были переданы в собственность или в пожизненное пользование отдельным категориям лиц.
В Госрезиденции №2 имеются государственные дачи, принадлежащие на праве собственности Турдакуну Усубалиеву и Абсамату Масалиеву.
На территории Госрезиденции № 1 находятся 26 государственных дач и 1 бассейн, из которых 3 приватизированы (Усубалиев Т.У., Айтматова М.У., Айтматов А.Ч.,), 4 переданы в пожизненное пользование (Усубалиев Т.У., Кулатов Т.К., Масалиев А.М., Бакаева А.Д.) и 20 находятся на балансе учреждения.
Порядок предоставления и пользования государственными дачами на территории Государственной резиденции №1 регулируется распоряжением президента от 15.02.2006 года за № 45 (ДСП), который определяет исключительный перечень высших должностных лиц органов государственной власти, имеющие право проживать на этих дачах.
Но, несмотря на это, на данный момент имеют место факты отчуждения дач посторонним лицам. Учитывая, что государственные резиденции отведены для временного проживания президента и высших должностных лиц органов государственной власти КР, и в связи с тем, что складывается практика продажи частным лицам ранее приватизированных государственных дач, появилась необходимость в принятии на законодательном уровне норм, регулирующих отношения, возникающие при использовании объектов недвижимости, расположенных на территории режимных объектов, и их сохранении за государством путем введения запрета на приватизацию или иную форму разгосударствления.