Очевидна активизация кыргызско-российских отношений, и сегодня мы наблюдаем карт-бланш, который выдан официальному Бишкеку – запуск крупных проектов в гидроэнергетике, списание долга и т.д. Вместе с тем также активизировалась критика официального Бишкека за «пророссийскую» политику, и можно услышать откровенно антироссийские призывы. Попытаемся разобраться в ситуации с точки зрения экономиста.
Экономика на две стороны
Динамика товарооборота с Российской Федерацией постоянно растет с некоторым снижением в «революционные» годы. Соотношение между импортом и экспортом остается на уровне 1:4, как это и было десять лет назад. Наиболее знаковым событием с точки зрения политики можно считать списание почти полмиллиарда долларов долга Кыргызстана. А вот главной перспективой сотрудничества можно считать инвестиции в местную энергетику.
На сегодняшний день при поддержке Российской Федерации в Кыргызской Республике осуществляется реализация двух крупных инвестиционных проектов. Это строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС оценочной стоимостью 412 млн. долларов и сроком реализации 2013-2019 годы (Акбулунская, Нарынская -1, -2, -3). Другой масштабный проект – строительство и эксплуатация Камбар-Атинской ГЭС -1 общей стоимостью 3,4 млрд. долларов и сроком реализации 2013-2022 годы.
Главной выгодой от строительства этих гидроэлектростанций является регулирование стока реки Нарын. Главная проблема – обострение гидроэнергетических проблем с соседними странами (в частности с Узбекистаном). Проблемы эти решать, очевидно, необходимо в рамках региональных организаций, которые имеют статус для выработки стратегий и в области политики, и в области экономики.
Энергетическая составляющая ШОС
Основными задачами энергетической интеграции в рамках ШОС в электроэнергетике принято считать разрешение гидроэнергетических противоречий Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, организацию поставок гидроэнергии Памира в Индию и Китай, оптимизацию размещения генерирующих мощностей (между Россией, Казахстаном и Китаем), реализацию совместных инновационных и инвестиционных проектов с целью оптимизации инвестиций, человеческих и технических ресурсов. И при всех противоречиях вполне очевидно, что возможно нахождение консенсуса как в рамках ШОС, так и в рамках чисто экономических отношений. И в этом случае политическая площадка (в первую очередь) является удобной платформой для переговорного процесса в экономической сфере.
Таможенный союз глазами одного из участников
Экономика Казахстана в силу разных причин оказалась неконкурентоспособной в ТС: если доля Казахстана в ТС в 2011 году была 20 %, то в 2012 году – чуть меньше 17 %. Таможенный союз не оправдал надежды в плане преодоления сырьевой зависимости, наоборот, она лишь усилилась, а производство товаров даже снизилось: Казахстан по-прежнему активно продает России и Беларуси сырье, а взамен получает готовую продукцию, в том числе из нашего сырья. По этой причине и у нас идут болезненные сокращения социальных выплат, рост безработицы, увеличение пенсионного возраста женщин и т.д. Эти тенденции будут только усиливаться при введении общей валюты, как случилось со слабыми экономиками в ЕС. К тому же Казахстан болен европейской долговой «болезнью»: внешний долг страны равен ВВП, и недавно было объявлено, что РК займет еще 1 млрд. долларов.
Подводя итоги года, министр финансов РК Болат Жамишев отметил, что экспорт казахской продукции в Россию и Белоруссию сократился, а импорт – увеличился.
Согласно данным Агентства РК по статистике, в 2012 году казахстанский экспорт в страны ТС снизился на 3,7 %, в то время как импорт из России и Белоруссии в Казахстан вырос почти на 12 %. В итоге Казахстан остался без традиционных отраслей, без сельского хозяйства, прежде всего животноводства, но сырьевым «придатком» развитых экономик мира. В силу этого ныне не может выступать как самостоятельный игрок. Дело не в том, что тесная интеграция не нужна. Однако на примере Таможенного Союза воочию можно убедиться в ее не всегда равновесной основе.
В качестве мнения до вступления в ТС
Изначально, да и сейчас у сторонников ТС не было и нет чисто экономических аргументов в пользу этой интеграции. Как нет и обоснованных резонов отказываться от такого регионального сотрудничества. Мы помним, что политика – это концентрированная экономика. Ведь чтобы решать экономические проблемы, не обязательно объединяться в Таможенный или иной союз. Все вопросы экономических отношений можно решать на основе двусторонних договоренностей, не обязательно для этого делегировать свои полномочия наднациональному органу. С другой стороны – стагнация экономики страны тоже требует радикальных решений для ее интенсификации, и такое экономическое объединение может стать катализатором развития собственной промышленности.
Перспектива выхода Казахстана из Таможенного союза все чаще обсуждается специалистами и аналитиками. Параллельно интеграция между странами набирает обороты. И это факт. Есть нюансы – конфликт Лукашенко и «Уралкалия», который некоторые пытаются раздуть до государственного уровня. И одновременно решение Армении вступать в Таможенный Союз, вместо приглашения присоединится к Евросоюзу – это тоже весьма убедительный факт. И прежде всего, экономический.
Талайбек Койчуманов, доктор экономических наук.