Маленький городок Айдаркан (в советское время Хайдаркан), в Кадамжайском районе Баткенской области находится в 10 км от узбекского анклава Сох. Бытует легенда, что горный кишлак Айдаркен Памиро-Алайской горной системы был назван в честь влюбленного бедняка Айдара или Хайдара, кровь которого пролилась от руки богача-бая — отца возлюбленной дехканина. Кровь Айдара просочилась на залежь золота, и оно окрасилось красным цветом, превратившись в киноварь, из которой, собственно, добывают ртуть. Чуть позже, название города стали переводить как «Богатый рудник».
Невзирая на нахождение, здесь крупного Хайдарканского рудного поля (ртуть, сурьма, флюорит, фтора, плавиковой кислоты) в прошлом году, в парламенте обсуждался вопрос перепрофилирования комбината. Руководство предприятия смогло на время отсрочить закрытие уникального рудника. О создании комбината, о его нынешнем состоянии, корреспонденту K—News рассказал директор АО «Хайдарканский ртутный комбинат» Толубай Салиев, который принял завод в 2006 году.
История создания Хайдарканского ртутного комбината (ХРК) похожа на историю многих других промышленных объектов, основанных на территории союзной Азии. Поселок был основан в 1941 году, когда из оккупированной немцами Донецкой области в далекую Киргизию вместе с оборудованием и специалистами был эвакуирован Никитовский ртутный комбинат.
Комбинат был создан приказом наркомата по цветной металлургии СССР от 16 июля 1941 года. В этом же году, была построена первая ретортная печь для обжига богатых руд. В 1943 году на заводе была создана первая в СССР электровакуумная ретортная печь, а в 1950 году изобретена первая в стране буровая каретка на рельсовом ходу. Оба изобретения были удостоены Государственной премии СССР.
«Предприятие планомерно развивалось, увеличивая объемы производства ртути. Вводились в эксплуатацию новые печи, бурились шахты, осваивались горизонты, утверждались дополнительные запасы. Но, после распада СССР, к концу 1994 года возникла угроза банкротства и ликвидации предприятия. В этих условиях, наряду с другими предприятиями ХРК был включен в программу PESAC. Однако положение оставалось крайне тяжелым.
В сентябре 1995 года, решением правительства КР предприятие было преобразовано в Хайдарканское государственное акционерное общество. Это значило, что предприятию представилась практически полная самостоятельность в решении всех финансовых и хозяйственных проблем. Начиная с 1999 года, из-за резкого падения цены на ртуть на мировом рынке и отсутствия потребителя финансовое положение ХРК начало быстро ухудшаться», — рассказал Салиев.
«Без преувеличения скажу, что кыргызская ртуть внесла немаловажный вклад в победу советских войск над фашистскими захватчиками, ведь именно она закладывалась в детонатор каждого снаряда. Именно поэтому, производство ртути было так немаловажно в годы войны и после», — заметил директор.
Хайдарканский комбинат можно назвать единственным в своем роде. Предприятие продолжает выпускать самую лучшую первичную ртуть в мире в условиях запрета на использование редкого металла во многих странах мира. Одной из программ ООН по окружающей среде UNEP, предусматривается сокращение использования ртути в промышленности, а также ликвидация накопленного в мире ртутного загрязнения.
«Выбросы нашего комбината составляет всего 1 % от всего ртутного загрязнения окружающей среды. Вообще, доказано, что ртуть безвредна при соблюдении всех норм безопасности технологического процесса. Мы все здесь живем, и уже десятки лет у нас в Хайдаране не выявлено заболеваний связанных с токсичным воздействием ртути», — пояснил Салиев, к моему ужасу запивая свои слова ртутью из металлической чашечки.
[attachment:63495]Несмотря на существующее негласное вето, кыргызская ртуть, как эталон качества пользуется популярностью. Ртуть у комбината приобретают такие страны как Турция, Иран, Судан, Корея. Россия.
«В настоящее время, запасы ртути, поставленные на баланс геологов, практически полностью разработаны. Добыча и производство ртути снизилась в десятки раз. Если раньше мы в среднем давали по 50 тонн ежемесячно, сейчас мы производим 7 тонн. Ведем разработку и подготовку дополнительных объемов, которые позволят продлить жизнь комбината еще на 50 лет. Главное, чтобы нас не трогало правительство в лице государственного агентства по охране окружающей среды и лесного хозяйства», — рассказал Салиев.
Директор комбината сообщил, что проектом Глобального экологического фонда «Снижение глобальных и экологических рисков, возникающих в связи с первичной добычей ртути в поселке Айдаркен» предполагался переход от производства первичной ртути к другой деятельности.
«Но летом наш завод посетил премьер-министр Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев, который твердо пообещал всю необходимую помощь и содействие. Было заявлено, что правительство и впредь будет поддерживать дальнейшее наращивание производственной мощности ртутного комбината.
Если говорить цифрами, то по итогам первого полугодия 2013 года было произведено 35 тонн 200 кг ртути на сумму 144 млн сомов. К 2017 году планируется довести объем произведенной продукции до 400 млн. сомов. Сегодня на комбинате работают 560 человек. Вообще, предприятие является градообразующим, но отток населения все же был. К примеру, сейчас в городке проживает 11 тыс. человек, а раньше численность доходила до 18-20 тысяч в разные годы. Была плачевная ситуация, когда 3 комнатный дом продавался за копейки, за 3 тыс. сомов», — вспомнил с грустью коренной житель города.
Основной проблемой для комбината, как сказал его директор, является затопление шахт грунтовыми водами. Сегодня активно ведутся работы по очистке шахт от грунтовых вод. Ожидается, что данная работа будет полностью завершена в течение двух лет.
«Планов громадье. Сейчас у нас в работе 4 печи из 9 существующих. После того как мы осушим одну из шахт мы намерены освоить добычу и производство сурьмы и флюорита. На глубине 600-800 метров шахты «Западная» имеются разведанные запасы 141 тыс. тонн флюорита, 20 тыс. тонн сурьмы и 5 тыс. тонн ртути. После полной выкачки воды начнется добыча руды», — поделился планами директор предприятия.
Агентству K—News разрешили побывать на комбинате, и в цехе разливки ртути. Султан Акбаров, начальник металлического завода ознакомил с процессом производства ртути.
«Руда, киноварь добывается на шахте, которая находится в 7 км от города. Далее ее везут на дробилку и размельчают до размеров спичечного коробка. Руда далее поступает в так называемые силосные емкости объемом в 60 тонн. Далее в печи происходит окислительно-восстановительная реакция. Полученный материал охлаждается и в осадке мы получаем ртуть. Далее ртуть проходит обработку и поступает в обивочный цех, где расположен разливочный аппарат. Единицей измерения ртути является фляга, вес которой 35,5 кг. Полученный товар отгружается в самолеты партиями по 1-3 тонны и отправляется по месту назначения», — сообщил Султан Акбаров.
Сам городок Хайдаркан производит впечатление большой деревни с нелепо расположенными тут и там этажками, домом культуры, администрацией и другими социальными объектами. Бывший шахтерский поселок находится в 10 км от проблемного узбекского анклава Сох. После строительства объездной дороги Кадамжай-Баткен город для Кыргызстана превратился в тупиковый. Через город идут только узбекские машины следующие транзитом из анклава Сох в Ферганскую область. Более половины населения составляют этнические таджики, часть из которых переселилась сюда из того же анклава Сох. По мнению местных жителей, в случае закрытия комбината население покинет город, ведь практически в каждой семье присутствует один работник завода. А что станет с приграничным городом, который покинет местное население нетрудно догадаться!