Армения – неожиданный кандидат на вступление в Таможенный Союз

Автор -

    Сенсацией завершились 3 сентября переговоры между президентами России и Армении в Ново-Огарево. Серж Саргсян попросился в Таможенный Союз, а Владимир Путин поддержал стремление Армении фактически войти в общее экономическое пространство, которое формируется на просторах бывшего СССР. Дорожная карта для Армении может оказаться более короткой, чем для других стран, «стоящих в очереди» на вступление в ТС.

    Для нашей страны, Таможенный Союз – это одна из ближайших целей экономической политики. Есть разные толкования сценария вступления, поэтому интересна позиция местного бизнеса, высказанная президентом Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана Сергеем Пономаревым.

    Сергей Васильевич, начнем наш разговор с представления организации, которую Вы возглавляете.

    Ассоциация  рынков, предприятий торговли и сферы услуг  Кыргызстана насчитывает 80 тысяч членов. Это весомая часть реально работающего сектора экономики страны, и потенциально большой электорат при любых выборах. Это люди экономически и социально активные, которые работают, платят налоги. Их мнение должно учитываться властью при решении любых политических, экономических и социальных вопросов в рамках нашего демократического государства. Наша ассоциация – это сконцентрированная точка зрения сферы услуг как сектора нашей экономики.

    Опыт работы многих общественных объединений в нашей стране бывает отрицательный.  Ассоциации, созданные для решения корпоративных вопросов, превращаются в площадки для пустых споров о преференциях или нереализованных амбициях.  А как с этим обстоят дела у вас?

    Да, я согласен, есть множество примеров неэффективного использования бизнесом института общественных объединений.  Но не в нашем случае. У нас получилось по Архимеду, который долее двух тысяч лет назад сказал, что «сумма больше составных частей». Получается, что два плюс два больше четырех… И в нашем случае это точно получается, что объединившись, четыре предприятия создают пятую ассоциацию. Сказать, что я возглавляю площадку для пустых дискуссий, будет в корне неверно. Есть у нас споры, но эффективность нашей работы подтверждается количеством членов, и нашими конкретными результатами. Следует отметить, что есть у нас и наработки совместных действий и другими общественными объединениями бизнеса, тем же Союзом предпринимателей Кыргызстана у нас деловые партнерские отношения.

    Но перейдем непосредственно к основной теме нашего разговора. Предстоящее вступление в Таможенный Союз сегодня имеет и сторонников, и противников. Вы представляете достаточно мощный сектор реальной экономики, поэтому Ваше мнение особенно интересно.

    Действительно, я могу говорить от имени большого количества бизнесменов, ибо позиция согласована в рамках нашей организации. Здесь все просто, как в учебнике.  Первое, бизнесу некогда заниматься политикой (для этого и создаются ассоциации), и второе, бизнес не любит границ в любом виде. И еще один тезис. Исторически более тесные связи между странами и народами начинались с торговли. Великий Шелковый Путь тому подтверждение. Понятно, что вхождение Кыргызстана в Таможенный Союз не может происходить «по абсолютно гладкой схеме», естественно будут определенные издержки, которые окажутся не по душе ни предпринимателям, ни населению. Но общая составляющая экономического и, соответственно, социального эффекта будет положительной. Как это было, например, в Казахстане.

    И тем не менее, сегодня в Казахстане раздается много голосов за выход из ТС.

    Я думаю, что это скорее частные определения, и они больше из области политики, чем из реальной экономики. Ни для кого не секрет, что за стабильной политической жизнью у наших соседей спрятаны амбиции новых элит, не согласных с нынешним курсом развития страны. Но речь не об этом. А о том, что за время вступления в Таможенный Союз товарооборот между Россией и Казахстаном вырос на 40 процентов. И во многом, отрицательные моменты вступления РК в ТС стабилизированы, и есть положительная динамика экономического развития.

    Экономика Казахстана уступает в разы экономике России, про нашу  промышленную мощь и говорить не приходится. Не окажется ли процесс вступления в ТС для нас намного сложнее, чем это было у наших соседей?

    Думаю, что нет.  У нас этот процесс предполагает более «щадящий сценарий», нам нужны, конечно же, некоторые преференции, чтобы не превратиться исключительно в рынок сбыта. К примеру, нам необходимо защитить наших швейников, которых по приблизительным оценкам у нас 155 тысяч работников. Как это сделать? На уровне  государства договариваться о подрядах для отрасли в рамках ТС. Можно же обшивать  армию или заниматься рабочей одеждой. Вариантов масса. Важно понимать подход, и у нас есть уверенность, что власть все это понимает.

    В народе говорят, что «Дордой» умрет со вступлением в ТС…

    Мое мнение, что «Дордой» умрет, если мы не вступим в ТС. Имеется в виду в том виде, в котором он существует. Все очень просто. Региональная торговля сегодня существенно отличается от того, что было 10-15 лет назад. Времена челноков (даже очень крупных)  уходят. Наш самый большой в регионе рынок вынужден изменяться. Уже сегодня все больше предпринимателей работают по белым схемам с использованием таможенных операторов. За этим будущее, и Таможенный Союз для такого бизнеса скорее удобен, чем представляет собой фактор «лишних проблем». «Дордой» не умрет, просто станет другим.

    И вот наконец мы добрались до повода, причины нашего разговора. Армения пожелала присоединиться к Таможенному Союзу… Это экономика или политика?

    Это знак того, что мы на правильном пути.  Еще неделю назад все было очень понятно с Таможенным Союзом. Есть три действительных члена: Россия, Белоруссия и Казахстан. Были и три кандидата на вступление: Кыргызстан, Таджикистан и Украина. Процесс шел по накатанной. И вдруг появляется Армения, причем многие говорят, что в ТС она окажется раньше, чем привычные «очередники». Но мне такой ход кажется совершенно логичным.

    Даже несмотря на то, что Армения имеет конкретное предложение присоединиться к Евросоюзу?

    Евросоюз сегодня не очень привлекателен для стран со слабой экономикой. Серж Саргсян не хочет для своей страны участи Греции или Кипра. Второй резон – политический. Не секрет, что проблема Нагорного Карабаха на сегодня скорее притушена, чем  решена. И Россия в этой связи – главный гарант стабильности в регионе. Есть и чисто экономические резоны. На сегодня по разным оценкам более тысячи крупнейших предприятий в Армении работают на российском капитале. Этот факт много весомее того обстоятельства, что у стран нет общих границ. Такой поворот событий – еще одно подтверждение правильности нашего выбора.

    Где связь?

    Все очень просто. Таможенный Союз – это фактически начало создания общего экономического пространства. И чем больше стран будет объединено общей экономикой, тем нам лучше. Для Кыргызстана с его слабой промышленностью – это один из факторов возможного подъема собственной экономики, без которой не будет ни независимости, ни суверенитета. У нас у самих пока не получилось, поэтому приходится искать другие пути.

    Поделитесь новостью