Пора ломать негативные стереотипы о Кыргызстане – глава Департамента туризма

Автор -

    В Министерстве культуры, информации и туризма появилось новое лицо. 16 августа на смену Данияру Казакову пришел новый заместитель министра, директор Департамента туризма Максат Чакиев.

    Работа маркетологом и пиарщиком не могла не повлиять на новый курс департамента. Бывший исполнительный директор общественного фонда «Совет по продвижению и развитию туризма в Кыргызстане», разработчик туристического бренда Кыргызстана (который позже скопировали в Болгарии) строит большие планы по изменению имиджа Кыргызстана на мировом уровне.

    Подробнее о стратегии развития туризма в республике Максат Чакиев рассказал в интервью K-News.

    Вы были назначены на должность под конец туристического сезона на Иссык-Куле. Не могли бы Вы подвести его итоги?

    Если вам нужны цифры, то мы только их подбиваем. И я бы попросил СМИ не употреблять слово «сезон». «Сезон» — это слово-паразит. Ведь если есть «сезон», то, значит, есть «не сезон». И мы сами говорим нашим туристам, что у нас есть «не сезон». Поэтому они и не едут в это время. То есть мы сами себя ограничиваем. Нужно отказываться от этого слова, потому что в Кыргызстане туристический сезон продолжается круглый год. Лето закончилось – начался осенний турсезон, осень закончилась – у нас есть горы и лыжи, весной — кумыс. Турфирмы это прекрасно знают, просто все это въелось в наши умы. Или вот еще – мы открываем и закрываем сезон. А это неправильно. Туризм у нас не останавливается. А по поводу иссыккульского купального периода – думаю, в этом году статистика по количеству туристов будет на прошлогоднем уровне. То есть мы не потеряли туристов.

    Что Вы намерены изменить в сфере туризма, как новый глава департамента?

    Конечно, в первую очередь, я провел маленький анализ. Я понял, что туризму придается огромное значение во всех государственных документах, однако на деле ничего не выполняется. Отчасти, это возможно вина и самого департамента. На мой взгляд, не были проведены те системные работы, заложенные в документах. И сейчас мы хотим акцентировать внимание на двух основных моментах  – это стратегия и маркетинг. Конечно, кто-то может сказать, что есть еще и третий момент – инфраструктура, но здесь открыто надо сказать, что как я бы не хотел построить новый пятизвездочный отель, я не смогу. Но мы можем сделать другое – создать условия для строительства инфраструктуры. Все это мы предусмотрели в стратегии развития туризма. В настоящий момент мы приступаем совместно с донорами к разработке этой стратегии до 2017 года, где будут учитываться основные направления туризма, на которые Кыргызстан будет ставить приоритет.

    Какие именно приоритеты?

    Сейчас все говорят – туризм, туризм. Но какой именно туризм? Эко, этно, деловой или событиный туризм? Неизвестно. И в итоге получается, что Кыргызстан пытается развивать все и сразу, распыляя на это и без того ограниченные ресурсы. Мы же хотим все это аккумулировать и расставить приоритеты. То есть мы ставим в первую категорию определенные виды туризма, во вторую – другие виды, на которые тоже будем акцентировать внимание, но уже вторичное, и ограниченные ресурсы. В стратегию также войдет система налогообложения, система развития субъектов туризма, законодательные и правовые акты.

    А что на счет маркетинга?

    Второй острый угол – это маркетинг. Да, мы вроде развиваем туризм, но внутри себя. На внешнем же рынке практически никто не знает про Кыргызстан. Многие путают нас с Курдистаном, Афганистаном, тем более последние события в Джети-Огузе, определенные эпидемиологические ситуации и некоторые негативные политические события напрямую влияют на туристическую привлекательность страны. И как результат – мы видим туристический спад. В то же время этот год показал рост потока туристов из стран дальнего зарубежья. Но все это говорит, что нет хорошего маркетинга, что мы себя не рекламировали в едином контексте и не продвигались в единой концепции. Сейчас мы разрабатываем Единую туристическую концепцию туризма, благодаря чему выйдем на внешний рынок. Например, мы не намерены создавать какие-то объекты или субъекты туризма. У нас проходит очень много различных фестивалей, есть много туристических маршрутов, пансионатов, гестхаусов, очень много достопримечательностей и легенд. Но они сейчас все разрозненные. Они как одиночные солдаты, воюют сами по себе. Мы же хотим всех их объединить, собрать и выйти в мир с одним предложением. И в этом будет наша сила. Эту концепцию мы назвали «Визит в Кыргызстан».

    Что еще предусматривает концепция «Визит в Кыргызстан»?

    В этой концепции мы предусмотрели и негативные моменты, связанные с информацией. Загляните в газеты соседних стран, там пишут только негатив про нашу страну. Мы будем работать с искусственно созданной негативной информацией о Кыргызстане. Мы будем тесно сотрудничать со СМИ. Потому что именно журналисты создают своими интервью, репортажами имидж нашей страны. Если на информационных порталах публикуют негатив, то естественно потенциальный турист будет иметь мнение о Кыргызстане только негативное. Если же журналисты будут писать позитивно, то и туристы к нам потянутся. СМИ имеют прямое, не косвенное, отношение к привлекательности страны.

    Вы сказали, что будете развивать определенный вид туризма. Какой именно?

    Здесь мы избрали таргетированный подход. Целевое ядро, это, конечно же, наша жемчужина Иссык-Куль. Закон маркетинга гласит, что «легче удержать, чем завоевать». Также мы планируем развивать оздоровительный туризм. Наши горы, вода и даже воздух лечебные, еда наша не содержит ГМО, а в лечебных пансионатах нет недостатка. Горнолыжный туризм также будет развиваться, он имеет большой потенциал. Кроме того, мы делаем ставку на конгресс-туризм. Практически каждый отель имеет конференц-залы, если их всех объединить, то в день мы можем принять от 1 тысячи до 10 тысяч человек -это огромный потенциал. Мы сейчас это просчитываем. Обычно крупные компании ищут страны, где можно провести конференции и отдохнуть. Возможно, мы станем неким хабом, где проводятся переговоры и встречи, где будут осуществляться бизнес-процессы. Это может быть и у нас. Почему бы и нет?

    А как насчет элементарных удобств для туристов, таких как карты и указатели на английском языке? Это Вы предусмотрели в концепции развития туризма?

    Да, конечно. Мы разработали бренд-концепцию под слоганом «So much to discover». В ее рамках разработаны таблички, указатели, карты, наш логотип и слоган. В настоящий момент концепция находится в правительстве на стадии принятия решения. Как только она будет одобрена, мы раздадим все эти материалы нашим турассоциациям, региональным госведомствам

    В каких странах вы намерены рекламировать Кыргызстан?

    Конечно, наш традиционный рынок — это Казахстан, Россия и Узбекистан. Мы будем в первую очередь делать ставку на эти рынки. Вторым эшелоном будут идти наши потенциальные рынки – Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Арабские страны, США и Канада. Эти страны имеют для нас большой потенциал, потому что их граждане интересуются нашей страной. Третьим эшелоном будем готовить страны дальнего зарубежья, с которыми еще нет контактов. Это страны Южной Америки, Индия. О нашей стране нет рекламных роликов, только видео о революции и «Зима не будет». Мы сделаем рекламные ролики и будем крутить по зарубежным каналам. Мы не будем ездить на все международные выставки – пускай будет мало выездов, но они будут качественные. Мы хотим запустить агрессивный маркетинг, громко о себе заявить, чтобы о нас узнали с положительной стороны. Пора ломать негативные стереотипы о Кыргызстане.

    Поделитесь новостью