В феврале этого года международный Олимпийский комитет поставил вопрос о том, нужно ли включать спортивную борьбу в программу Олимпийских игр. Причины такого решения исполнительного комитета МОК не совсем ясны. Точнее, их не озвучили вовсе, сославшись лишь на то, что данный вид спорта перестал соответствовать многим аспектам олимпийских дисциплин, в том числе это касается телевизионных рейтингов, уровню продаж билетов и популярности в мире.
На днях в ходе голосования на сессии в Буэнос-Айресе члены МОК должны были выбрать одну из трех спортивных дисциплин. К счастью, за спортивную борьбу участники голосования отдали больше голосов — 49, за бейсбол с софтболом — 24 голоса, за сквош — 22 голоса. Таким образом, борьбу включили в список олимпийских дисциплин. Однако в число базовых видов спорта борьба пока еще не входит, ее оставили лишь в числе дополнительных.
Президент Национального олимпийского комитета КР Мурат Саралинов в интервью с K—News прокомментировал эту ситуацию и рассказал, какое значение имеет спортивная борьба для Кыргызстана, и какие у федерации этого вида спорта планы по ее развитию.
Как Вы относитесь к тому, что борьбу решили не включать в Олимпийские игры 2020 года?
Я думаю, что это было правильно, потому что сейчас Международная федерация борьбы будет стараться сделать этот вид спорта более красочным и зрелищным, чтобы за эти три олимпиады доказать, что борьба достойна войти в число постоянных дисциплин. Конкуренция сейчас среди олимпийских видов спорта очень большая — появились наиболее интересные и зрелищные. И их представители очень активно работают, чтобы войти в число постоянных Олимпийских видов спорта. Поэтому, я думаю, что это даже хорошо, что борьбу исключили. Дали понять, что привилегий ни для кого нет, и любого можно поставить на место. В федерации сразу все встряхнулись, опомнились. И я думаю, что сейчас будут делать все, чтобы там не было коррупции, будут пересматривать правила борьбы, чтобы к этому виду спорта появилось еще больше интереса.
Какое значение для нашей страны имеет спортивная борьба?
Этот вид спорта один из ключевых в нашей стране. Первую медаль чемпиона мира в 1971 году из Токио нам привез Владимир Соколов по вольной борьбе. И вот с того момента на нас обратили внимание, как на страну, где может развиваться борьба. Затем, Кенжебек Омуралиев становится чемпионом Спартакиады народов СССР. Тогда это спортивное событие считалось малой олимпиадой. И потом появилось у нас очень много чемпионов мира среди юношей, среди молодежи, много призеров различных международных состязаний. Но кульминацией стал 2008 год, когда двое наших борцов — Каныбек Бегалиев и Руслан Туменбаев — завоевали серебряную и бронзовую медали. Это было был фурор. У спортсменов появилась вера, что мы, несмотря ни на какие невзгоды, можем завоевывать медали. И оттуда пошел бум. Сейчас борьбой занимаются порядка 7 тыс. спортсменов по всей стране. В регионах она очень развилась — в деревнях занимаются борьбой. Сейчас наша задача — держать все это на пульсе, своевременно финансировать, поддерживать, потому что по многим видам спорта мы не можем выступать на мировой арене. Я не говорю, что этот вид спорта приоритетнее, для нас все виды спорта важны. Но даже экономически развитые страны, такие как Иран, оправляют спортсменов лишь по нескольким видам спорта. Поэтому мы сейчас делаем акцент на борьбе, делаем его ведущим видом спорта на мировых и международных аренах.
А как изменилась бы ситуация в нашей стране, если бы борьбу все-таки исключили из олимпийских видов спорта?
Конечно же, упал бы интерес среди людей. Когда вид спорта является олимпийским, уже совсем другое отношение к нему. Из бюджета другие деньги выделяются, имидж другой, появляется ажиотаж и начинает расти конкуренция. Поэтому, если бы борьба перестала быть олимпийским видом, то, скорее всего, борцы искали бы пути в другие виды спорта, которые являются олимпийскими, и у которых более высокий авторитет.
Каковы дальнейшие планы у Федерации борьбы в нашей стране?
У нас с премьер-министром и с президентом есть определенные планы. Конечно, мы хотим завоевывать олимпийские медали. Но они понимают, что я один с таким финансированием это не вытяну. Поэтому у нас есть схема, как поддержать ряд спортсменов. Как вы знаете, и Казахстан, и Россия содержат спортсменов не только за счет государственной поддержки, но и за счет частных спонсоров: бизнесменов, политиков, олигархов. Поэтому мы должны сейчас определиться — если нам нужны медали на Олимпиаде, то наших ведущих спортсменов, занимающих места в мировом рейтинге, нужно «закрепить» за ведущими компаниями, олигархами, каких у нас не мало, чтобы они оказывали им материальную поддержку. Не только за 2-3 месяца до соревнований, но и постоянно. И это все наряду с государственной поддержкой. Потому что для того, чтобы завоевать медали олимпийского ранга, спортсмен должен обо всем забыть и круглый год целенаправленно тренироваться. Не думать о том, что ему надо кормить семью, одевать ее и так далее. Это все ему должно государство обеспечивать.
Также задача Госагентства сейчас обеспечить спортсменам заграничные сборы в таких спортивных державах как Россия, где этот спорт еще более развит, где уровень совершенно другой. Поэтому нам нужно еще договариваться с принимающей стороной, чтобы наших спортсменов взяли к себе. Это тоже не так просто – конкуренция среди спортсменов большая, не каждый подпустит к своей методике, специфике подготовки, секретной фармакологии. Над этим нам нужно усиленно поработать в дипломатическом плане. И только тогда мы можем рассчитывать, что две-три медали на Олимпиаде будут нашими.