Труба надежды нашей или надеждам нашим труба?

Автор -
478

Кыргызстанская экономика празднует победу. Мы заключили договор на прохождение по нашей стране участка газопровода Туркменистан – Китай. По классификации наших экономистов, полученные деньги попадают в разряд инвестиций. По договору это всего лишь арендная плата за использование земли. Конечно, столь масштабный проект даст и рабочие места и подряды для местных фирм, но стоит ли такой проект масштабного «подбрасывания чепчиков», остается вопросом открытым. Действительно, сегодня Кыргызстан остро нуждается в притоке денег уже только для того, чтобы залатать дыры в бюджете. А вот о трубе, как о катализаторе развития экономики страны, говорить, наверное, не стоит.  

Дома строят вверх, а газопроводы в длину

Что такое газопровод, как его строят, как он функционирует, большинство из нас знает весьма приблизительно. На самом деле, газопровод – это сложнейшее технологическое сооружение, со степенью надежности как у современного самолета или космического корабля. Иначе беда, когда страдает экология, или даже трагедия, когда гибнут люди. 

Наверное самая страшная катастрофа – взорванный поезд недалеко от Уфы в 1989 году.  Утечка на магистральном газопроводе («Западная Сибирь – Урал – Поволжье» диаметром 720 мм. и длиной 1852 км.) привела к образованию газового облака, а проезжающие сквозь него два пассажирских поезда явились детонатором мощного взрыва. По официальным данным 575 человек погибло (по другим данным – 645), 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших было 181 человек.  

Что из себя представляет газопровод? Это сложное инженерное сооружение, первые упоминания о котором можно найти в китайских источниках 2-3 веков до нашей эры.  Тогда в качестве труб использовался бамбук, а цели были исключительно бытовые.  Теперь иные времена, и газ, как один из главных энергоносителей, стал не только «газообразной валютой», но и инструментом влияния на политику, экономику и развитие общества. Ключевыми в этом международном газоденьгообмене являются газопроводы, по которым «жидкое золото» доставляется потребителям. Иногда за тысячи километров.  Прочная герметичная труба в защитной оболочке – это артерия, а сердцем являются насосные станции, расположенные по всей длине трубопровода. Технические характеристики таких транспортных систем весьма разнообразные, ограничимся лишь тем, что напомним, что газопроводы бывают на-, над-  и подземные, а также подводные.  И главной характеристикой таких систем принято считать безопасность, которая обеспечивается надежностью. По оценкам специалистов, инженерная сложность таких систем сопоставима со строительством небоскребов.

Как там с договором, не повторится ли история с «Кумтором»?

Что мы знаем о договоре по прокладке газопровода из открытых источников? 11 сентября между правительствами Кыргызстана и Китая подписано соглашение о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации газопровода «Кыргызстан – Китай». Свои подписи поставили министр энергетики и промышленности Осмонбек Артыкбаев  Артыкбаев Осмонбек Мамбетжанович
Директор Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве КР и председатель государственного комитета по делам развития и реформ КНР Сюй Шаоши.

Соглашение между Китаем и Кыргызстаном предусматривает транспортировку туркменского газа через территорию Кыргызстана в Китай. Кыргызская сторона по документу сдает в пользование земли под трубопровод. Протяженность газопровода составит 225 км., он будет проходить через юг Кыргызстана, при этом Китай готов платить за это, выплаты будут производиться в течение 31 года по частям. Позже вице-премьер правительства КР Джоомарт Оторбаев несколько скорректировал первичную информацию. По его словам, наша страна, согласно договору, будет 35 лет получать по 40 млн. долларов. Перемноженные деньги и дают 1,4 млрд. долларов, которые включены в общий реестр китайских инвестиций. Вот, пожалуй, и вся информация. Официальные источники большей расшифровки не дают.

Миллионы долларов – это, конечно, здорово, но детализации получения этих средств в открытом доступе нет. Это не очень здорово для нашего сверхполитизированного общества. Практика поднятия «самых широких народных масс» на борьбу за «справедливость», к сожалению, хорошо отработана в борьбе политических элит.  Поэтому вся информация по масштабным проектам должна быть в широком доступе, чтобы исключить возможность «обидится и повести за собой обиженных». Пока договоренность существует на уровне Соглашения, целесообразно сделать ее общедоступной. Потом на уровне Договора и Закона политические инсинуации могут иметь тяжелые последствия. Получается почти «памятка переговорщику» – договариваясь о деньгах, помни про «Кумтор». Это в том случае, что сегодня у нас есть уверенность, что на высшем уровне  коррупцию мы уже победили.    

Не раскатывай губу, просто защити трубу

Если вы думаете, что подзаголовок нагнетает ситуацию, то уверяю вас – нет. Дифирамбы нашим переговорщикам, прогремевшие в честь 1,4 млрд. долларов, отзвучали громче национального гимна. А теперь давайте спокойно разбираться по существу. За что эти деньги. 

Декларировано, что деньги – это арендная плата за территорию прохождения газопровода. Но любое такое сооружение имеет зону отчуждения. Каким образом будет решаться вопрос об этих землях? Уверяю вас, что очень быстро найдутся частники-хозяева, которые отдавать ее будут за очень приличные деньги. Отсюда вопрос, входит ли в эти ежегодные 40 млн. долларов «плата частнику»? А кажется ли вам, что создается прецедент для очень немаленьких перекачек денег на счета частников? 

Следующий вопрос, кто будет осуществлять работу по охране и эксплуатации трубопровода? Ведь совершенно очевидно, что оставлять бесхозным его в нашем обществе ни в коем случае нельзя. Из каких денег будет это все проплачиваться?

Если кто-то думает, что построенное сооружение можно оставить без надзора – это ошибка. Наши уже научились и свет отрубать международным компаниям с производством непрерывного цикла, и трансграничные реки перекрывать для них тоже не проблема. Получается, что газопровод может стать серьезным «оружием» в битве политических амбиций. И это не футуристический взгляд в наше ближайшее будущее, – это вполне уже сегодняшний день.

Остается надеяться на мудрость тех, кто будет осуществлять столь амбиционный проект.  Сегодня мы должны уповать на то, чтобы он не сорвался, а когда построим – беречь и лелеять. Ибо любые неприятности вокруг газопровода не только могут стать  инструментом выяснения политических и иных отношений внутри страны, это впрямую заденут интересы наших соседей по обоим направлениям трубы.

Поделитесь новостью