Правительство Кыргызстана активно старается убедить депутатов и общественность, что предварительное соглашение о реструктуризации с участием крупнейшего зарубежного инвестора отвечает интересам республики. Однако правящая коалиция парламента не торопится скреплять это соглашение, пишет издание EurasiaNet.org.
Колебания законодательного органа погружают экономику и правительство Кыргызстана в состояние неопределенности и, помимо всего прочего, угрожают усугубить негативный имидж страны как «токсичной» для иностранных инвесторов.
В начале сентября торонтская компания «Центерра Голд» и государственное золоторудное предприятие «Кыргызалтын» выработали не имеющий официальной силы меморандум, который должен стать основой для будущих переговоров по золоторудному месторождению «Кумтор» – крупнейшему промышленному активу республики и самому большому на территории бывшего СССР золотому руднику, находящемуся в руках иностранной компании. В хороший год «Кумтор» обеспечивает порядка 12 процентов ВВП и почти половину объема промышленного производства республики.
Две стороны вели переговоры с февраля месяца, когда парламент потребовал перезаключить соглашение, пригрозив в противном случае аннулировать в одностороннем порядке договор на эксплуатацию месторождения от 2009 года. Согласно принятому меморандуму, компания «Кыргызалтын» обменяет свою нынешнюю треть акций в «Центерре» на 50-процентную долю в новом совместном предприятии. Кроме того, госпредприятие обязуется урегулировать экологические претензии и применит механизм корректировки будущих дивидендов на сумму в 100 млн долларов в целях приравнивания долей в компаниях. По словам премьера, данное соглашение позволит серьезно повысить объем доходов, остающихся в Кыргызстане в период эксплуатации рудника – до 84 процентов, т.е. с 1,5 млрд долларов до 2,74 млрд долларов. План реструктуризации подлежит утверждению правлением компании «Центерра» и канадскими регулирующими органами.
Власти Кыргызстана надеялись, что меморандум, содержащий условия для достижения окончательного соглашения в предстоящие месяцы, положит конец затянувшейся борьбе вокруг эксплуатации рудника, а также улучшит подмоченную репутацию Кыргызстана среди инвесторов.
«Не скажу, что сегодняшнее соглашение полностью удовлетворяет кыргызскую сторону, но мы достигли консенсуса, удовлетворяющего обе стороны. Теперь нам надо убедить общество и парламент, – сказал EurasiaNet.org премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев. – Очень трудно объяснить нашим людям, почему мы будем владеть 50 процентами будущего совместного предприятия, а не больше».
Другой вариант – длительная судебная тяжба, «невыгодная никому, кроме юристов», говорит премьер, пообещавший, что никакой национализации «однозначно» не будет.
Бишкек должен получить от соглашения больше денег, «но возможности его сократятся», поскольку Бишкек отказывается от своей доли в канадской компании, признает вице-президент АО «Кыргызалтын» Кылычбек Шакиров, входящий также в совет директоров компании «Центерра». Тем не менее, это наилучшее из возможных соглашений, поскольку передает контроль обратно в руки Кыргызстана и позволяет Бишкеку «продемонстрировать другим странам, что мы принимаем западные правила ведения бизнеса и играем по этим правилам», сказал чиновник.
Этих явных преимуществ, судя по всему, недостаточно для парламента, лидеры двух из трех партий правящей коалиции которого – «Ата Мекен» и «Ар-Намыс» – заявили о своем намерении отклонить меморандум. Многие ожидают падения правительства Сатыбалдиева в случае отклонения меморандума.
По словам лидера партии «Ата Мекен» Омурбека Текебаева, участники переговорного процесса от правительства, согласившись на менее двух третей акций в будущей компании, играют на руку «Центерре». В одном из своих выступлений, которое приводит государственное информагентство, он заявил, что «Кыргызалтын» «предал» интересы Кыргызстана. Он также заявил, что власти не особенно старались при поиске фактов коррупции в предыдущих соглашениях с компанией «Центерра».
Подобные комментарии приоткрывают завесу над политической интригой, сложившейся между Сатыбалдиевым (который, по словам некоторых депутатов, обрел слишком большую силу) и депутатами парламента.
«Вопрос «Кумтора» – не экологический и не финансовый, а политический. Каждая политическая группировка преследует собственные цели. [Депутаты] хотят получить политические дивиденды и набрать политические очки», – говорит политолог Марат Казакпаев.
С другой стороны, некоторые полагают, что правительство само организовало все это противостояние, дабы усилить свои позиции на переговорах с компанией «Центерра».
«Кумтор» является крупнейшим активом «Центерры», на долю которого в прошлом году пришелся 81 процент всей добычи компании. Без контроля над месторождением, которое должно закрыться в 2026 году, будущее «Центерры» представляется неясным. Более того, золотодобывающий сектор в целом переживает сейчас непростые времена, т.к. цены на золото на мировых рынках в этом году упали более чем на 20 процентов.
По словам руководителя «Центерры» Яна Аткинсона (Ian Atkinson), меморандум «отвечает нуждам как Кыргызской Республики, так и акционеров «Центерры». Это документ, на основе которого мы можем двигаться вперед к выработке окончательного соглашения».
Одной из главных задач «Центерры» будет не только гарантировать прозрачную реализацию соглашения, но и обеспечить, чтобы и население сочло сделку таковой.
Фактов нарушения закона со стороны компании «Центерра» не наблюдается, однако в связи с засильем коррупции в Кыргызстане – страна занимает 154 из 176 возможных мест в последнем Индексе восприятия коррупции организации «Транспаренси Интернэшнл» – большинство местных жителей полагают, что ни одна сделка с участием большого бизнеса не обходится без взяток. Именно такие представления и способствовали свершению двух революций, в 2005 и 2010 годах. «Обеспечить прозрачность – функция компании «Центерра», – отмечает руководитель одной западной горнодобывающей компании в Бишкеке. – Некоторые политики неизбежно попытаются получить взятку. Если это произойдет, все выйдет наружу – новости здесь всплывают быстро – и все соглашение пойдет насмарку».
Текущий раунд переговоров отличается от предыдущих – в том числе от реструктуризации 2003 и 2009 годов – потому что на этот раз правительство попыталось объяснить свою позицию населению, отмечает вице-президент «Кыргызалтына» Шакиров. «Люди должны знать подробности. Наша стратегия состоит в разделении ответственности. Мы делимся со всеми не только информацией, но и ответственностью. Речь идет не о краткосрочной, а о долгосрочной перспективе, – сказал он EurasiaNet.org. – Совет директоров нового СП должен быть избран парламентом».
Меморандум направлен на решение и неурегулированных экологических вопросов. С начала эксплуатации «Кумтора» в середине 1990-х годов ее окружают опасения экологического свойства. В феврале, когда парламент потребовал перезаключить соглашение, два государственных агентства наложили на «Центерру» экологических штрафов на сумму почти в 500 млн долларов.
Эти штрафы до сих пор остаются яблоком раздора, некоторые кыргызские чиновники предполагают, что они будут отменены.
Бишкек нанял лондонскую инженерно-геологическую консалтинговую компанию «АМЕК», которая указала на ряд потенциально проблемных аспектов в долгосрочной перспективе, касающихся удаления пустой породы, рисков, связанных с расположенным вблизи месторождения озером, а также плана мероприятий по сворачиванию работ по окончании эксплуатации рудника. Отчет, с которым ознакомился корреспондент EurasiaNet.org, должен быть представлен в октябре месяце и рекомендует направить в будущем на возмещение ущерба десятки миллионов долларов. Однако в документе не говорится, что штрафы имеют под собой основание. По словам участников переговорного процесса с кыргызской стороны, они рассчитывают, что наложенные ранее штрафы будут отменены в ходе дальнейших переговоров после заключения меморандума.
«Вопросы по существующим экологическим искам, предъявляемым органами Кыргызской Республики, должны быть разрешены с учётом реализации «Центеррой» рекомендаций компании «АМЕК», – отмечается в тексте меморандума.
Ян Аткинсов подтверждает, что компания «Центерра» согласилась в принципе с выводами «АМЕК».
«Мы изучили представленные выводы и согласились, что будем реализовывать эти рекомендации на основе дальнейшего обсуждения и выработки окончательного соглашения. Некоторые из предложенных шагов на самом деле уже фигурируют в наших планах», – сказал он.
Одним из вопросов, остающихся открытыми на данном этапе, является реакция со стороны общественности. На протяжении переговоров месторождение становилось объектом периодических акций протеста, порой с применением насилия. В мае участники акции протеста закрыли шахту. Руководство «Кумтора» давно заявляло, что лидеры протестного движения пытаются вымогать у рудника деньги.
Эти утверждения получили подтверждение в конце августа с появлением видеозаписи, на которой двое мужчин пытались вытянуть из «Центерры» 3 млн долларов, обещая в противном случае организовать акции протеста и «объявить войну». Эти люди были арестованы. Это дает основания полагать, что центральные власти чувствуют себя в силах заняться криминальными группировками, на которые давно жаловалось руководство «Кумтора».
Даже если парламент в конце концов и одобрит принятый меморандум, сохраняющаяся в Кыргызстане обстановка нестабильности, по словам Кылычбека Шакирова, серьезно подорвала способность властей осуществлять эффективную деятельность.
«Даже в «Кыргызалтыне» опасаются, что через два года все изменится, может появиться новое правительство, и то, что было правильным сегодня, завтра может стать неправильным, – говорит он. – Поэтому никто не берет на себя ответственность, никто не хочет принимать решения. А без решений не будет поступательного движения вперед.