Анарбек Калматов: Чтобы победить коррупцию в стране, все чиновники должны начать работать по-новому

Автор -
216

    С приходом на пост президента страны Алмазбека Атамбаева было объявлено о войне с коррупцией. Согласно указу главы государства, во всех государственных органах должна вестись борьба с коррупцией. О том, проводится ли такая работа, что делается, и что нужно делать в интервью K-News рассказал председатель парламентского Комитета по противодействию коррупции, депутат ЖК КР Анарбек Калматов (Ар-Намыс).

    Анарбек Баратович, как Вы считаете, в стране началась реальная борьба с коррупцией или нет?

    Как вам известно, указом президента утверждена государственная стратегия борьбы с коррупцией, Жогорку Кенеш принял закон «О противодействии коррупции». На основании этих документов была разработана программа и план мероприятий правительства о противодействии коррупции. На сегодняшний день со стороны государственных органов, органов МСУ ведется определенная работа в этом направлении, но пока нет таких результатов, которых мы ожидали.

    На заседаниях возглавляемого Вами Комитета часто рассматриваются вопросы, связанные с коррупцией в том или ином государственном органе. Какие выводы Вы можете сделать по результатам этой работы?

    На заседаниях рассмотрено достаточно вопросов, связанных с организацией борьбы с коррупцией. Так, к примеру, предметом нашего рассмотрения были вопросы исполнения законов в Счетной палате, в Социальном фонде, в Государственной регистрационной службе, в полномочных представительствах правительства в Ошской, Джалал-Абадской, Чуйской областях, мэриях городов Бишкека и Оша. Анализ показывает, что определенная работа ведется, но она находится на начальном этапе. Кардинальных изменений пока мы не увидели.

    Взять, например, такой госорган, как Социальный фонд. Там созданы и функционируют 2 фонда – резервный фонд и фонд развития, причем создание подобных фондов прописано в самом законе о Социальном фонде. Источник формирования у этих фондов идентичен. То есть, на первый взгляд, нарушения закона вроде бы отсутствуют. Но регламентация законом создания подобных фондов при госоргане, имеющем обособленный бюджет, – это уже нарушение бюджетного законодательства. Как результат, средства фондов расходуются в основном на материальное стимулирование работников госоргана (надбавки к заработной плате, премирование), организацию фуршетов по праздничным датам, встречу гостей и так далее, то есть далеко не по целевому назначению.

    Или, например, Счетная палата выявляет миллиардные суммы ущерба, причиненного государству, но, к сожалению, реальные действия со стороны госорганов по возврату похищенных средств в казну страны ничтожно малы, а ведь это государственные деньги.

    Много коррупционных схем заложено при проведении тендеров. Чиновники стараются привлечь к участию в госзакупках свои аффилированные компании, естественно, для того, чтобы иметь доступ к распоряжению государственными средствами. Участники тендеров говорят, что допуск к участию в тендере – это только часть коррупционной схемы. Такой же коррупционной сетью опутаны вопросы, связанные с выделением и освоением капвложений. К сожалению, официальные сигналы в отношении конкретных чиновников по этим вопросам в адрес нашего комитета еще не поступали, но слухи такие ходят.

    Что Вы можете сказать об эффективности работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией?

    Основываясь на данных отчета о работе правительства по противодействию коррупции, в котором указано, что из 7 млрд сомов ущерба, причиненного государству преступлениями, связанными с коррупцией, возмещено всего 102 млн сомов, то есть около 1,5 % от фактически выявленной суммы ущерба, можно сделать вывод об эффективности работы правоохранительных органов. Более того, сведения о поступивших в госбюджет средствах в виде возмещенного ущерба, представленные в наш адрес республиканским казначейством, значительно разнятся с вышеуказанными суммами, причем в меньшую сторону. А ведь если эти деньги реально возвращены в госбюджет, то все это должно проходить через казначейство. Правительство также этой проблемой занимается недостаточно, к примеру, на заседаниях правительства вопрос о борьбе с коррупцией в текущем году еще не рассматривался.

    В процессе проводимой работы мы убедились, что все государственные чиновники думают, что борьба с коррупцией – это работа правоохранительных органов. Но я хочу сказать, что силой только правоохранительных органов мы коррупцию не победим, более того, в мире еще ни в одной стране не удалось изжить коррупцию. Но минимизировать ее влияние на нашу экономику, на жизнь людей можно. Но для этого нам нужно подниматься всем миром, абсолютно всем бороться с таким злом, как коррупция.           

    К сожалению, приходится констатировать тот факт, что большая часть уголовных дел, возбужденных по фактам коррупционных преступлений, не доходит до суда, а если и доходит, то в суде переквалифицируется на другие статьи Уголовного кодекса.

    А кто в этом виноват — суды или прокуратура?

    Называть виновника сложно, пока не изучишь конкретное уголовное дело. Есть случаи некачественного расследования уголовных дел, но не является секретом и то, что за определенную сумму уголовное дело можно прекратить или переквалифицировать совершенное преступление. Имеются случаи, когда судом назначается наказание, несоразмерное совершенному преступному деянию, либо необоснованно изменяется мера пресечения, что впоследствии оказывает негативное влияние на качество следствия. В настоящее время практически во всех правоохранительных органах и в судебной системе есть коррупционные проявления, и пока они не будут изжиты, улучшения не будет.

    В чем Вы видите решение проблемы, можно ли искоренить коррупцию в нашем обществе?

    Нужно целенаправленно вести работу на государственном уровне, у нас очень много коррупционных схем в государственном масштабе – министерствах, госкомитетах, административных ведомствах, и они не изжиты. Когда мы начнем на государственном уровне во всех органах вести работу, тогда будут сдвиги.

    Конечно, победить коррупцию можно, но некоторые госчиновники еще не проснулись, не начали работать. Кыргызский народ совершил 2 революции, изгнал 2-х президентов. После этого все госчиновники должны были призадуматься и работать по-новому. Но, к великому сожалению, этого не произошло. Раньше говорили, что для борьбы с коррупцией нет политической воли, но сейчас президент страны развязал всем руки, создав при ГКНБ Антикоррупционную службу, утвердив своим указом государственную стратегию антикоррупционной политики, подписав закон о противодействии коррупции. Чего же еще ждет чиновничий аппарат!?

    На местах к мерам по борьбе с коррупцией относятся равнодушно, при составлении плана работы не прописывают ответственных лиц, не указывают конкретные сроки исполнения. Например, вопросы противодействия коррупции ни разу ни в 2012 году, ни в течение первого полугодия 2013 года не были предметом рассмотрения на заседаниях коллегиального органа муниципалитета. Отсюда и качество составленных планов антикоррупционных мероприятий, которые, к примеру, на момент нашей проверки, что в Бишкекглавархитектуре, что в столичном Департаменте жилищного строительства не выдерживали никакой критики. Все это свидетельствует о равнодушии и безответственности чиновников. Хотя все должно быть по-новому, исходя из требований указа президента, нового закона, плана и программы правительства. Указанные выше недостатки характерны для всех органов как республиканского, так и территориального уровня.

    Указ президента гласит, что каждый государственный орган должен заниматься проблемами коррупции и решать вопросы у себя в ведомстве для искоренения коррупции. В каждом органе должна быть создана комиссия, которая должна отслеживать работу, выявлять коррупционные проявления и бороться с ними. Да, в большинстве органов такие комиссии созданы, но никакая работа ими не проводится.

    Но ведь любую комиссию можно подкупить, стоит ли на них надеяться?

     20 лет подкупали, и что? Чего мы достигли? Довели страну до такого состояния! Мы же должны работать по-новому, строить новый Кыргызстан, где воцарится законность и правопорядок. Для этого руководители должны начать в первую очередь с себя. Например, пришел новый министр, он должен провести анализ у себя в ведомстве, чем оно должно по закону заниматься, а чем занимается на самом деле, какие участки работы министерства наиболее подвержены коррупционным рискам, что надо сделать, чтобы их свести к минимуму, чтобы в перспективе изжить совсем. Ни один министр сегодня этого не делает, хотя каждый знает о существующих коррупционных схемах и их проявлениях. Да, трудно рубить сук, на котором сидишь. Но сегодня каждый министр или иной высокопоставленный чиновник, если он патриот своей страны и пришел действительно служить народу, должен пересаживаться на «ветви» законности, рачительности, бережливости, нового экономического мышления. От бумаготворчества – лишь бы отписаться и отчитаться перед правительством — надо переходить к конкретным делам. Цель поставлена, пути указаны. Надо работать. Время не терпит.

    Поделиться