Если у нас есть национальная гордость, мы должны в первую очередь заботиться об облике страны за границей — Ишенбай Абдразаков

Автор -

    24 октября в Кыргызстане ежегодно отмечается День дипломатического работника. Этот праздник призван подчеркнуть важную роль сотрудников дипслужб в реализации внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны. В интервью K-News глава Общественного наблюдательного совета МИДа, профессор, заведующий кафедрой международных отношений Бишкекского гуманитарного университета Ишенбай Абдразаков рассказал о приоритетах нашей дипломатии и о том, какое внимание уделяет государство отечественным дипломатам.

    Ишенбай Абдразакович, как Вы оцениваете уровень наших дипломатов?

    Нашему Министерству иностранных дел 22 года. Я в шутку говорю, что это подростковый возраст, и пора повзрослеть.

    Мы пытались вести свою политику, но внешняя политика не всегда зависит от какой-то одной стороны. Многое зависит не только от искусства проведения политики, но и от объективных условий. Скажем, как сложатся взаимоотношения между соседями, между великими державами и малыми странами, и как мы найдем свою нишу в новой обстановке. Что-то получается, конечно, но если рассуждать более требовательно, мы многое упустили. Государство могло получить более эффективные результаты от нынешнего международного положения. Однако внешняя политика отличается и тем, что она одновременно является отражением внутренней политики. Поскольку у нас внутриполитическая обстановка была очень сложной, не было четкой задачи состояться как государство, и общество было расколото по каким-то групповым, индивидуальным, персональным интересам, от этого сильно пострадали государственные интересы. В этом смысле от этой детской болезни мы еще не излечились.

    В зрелом обществе бывает объединяющее начало — забота о государственных интересах, забота о том, чтобы новорожденное государство все-таки состоялось, выросло. Вот этого чувства у нас в полном смысле нет. В этом заключается объективная причина того, что у нас нет эффективной внешней политики. Хотя за это время дипломатический состав более менее сложился. Среди дипломатов есть очень сильные люди.

    У нынешнего министра иностранных дел, если постарается, есть возможность выправить те недостатки, которые имеются в работе внешней политики. Однако не все зависит от министра. Очень многое зависит от первого руководителя – президента, какой линии он будет держаться, на что обратит внимание, и насколько он будет опираться на экспертную трезвую оценку ситуации. Если первый руководитель не будет поддаваться эмоциям, а будет трезво исходить из ситуации и сумеет соединить внутренние интересы с внешнеполитическими задачами, тогда откроется поле для более эффективной работы.

    За границей у нас очень мало представительств. К тому же наша экономика в таком состоянии, что страна не может, как положено, содержать немногочисленных своих представителей.

    Дипломатия является эффективным инструментом государственной политики, при которой работники МИДа должны достойно отстаивать национальные интересы и обеспечивать международную поддержку. Революции, народные волнения, митинги, безусловно, негативно отразились на имидже республики. Что делают наши дипломаты для повышения авторитета государства на международной арене?

    Хочешь создать хороший образ о своей родной стране, и вдруг возникают все эти события — дурные волнения вокруг Кумтора, события на Иссык-Куле, в Оше, я уже не говорю о смешном позорном явлении, как перепрыгивание через забор. Также много говорят, что в республике плохо соблюдаются законы, нет уверенности, что если ты приедешь в эту прекрасную и красивую страну и вложишь свои инвестиции, у тебя их не отнимут в один прекрасный день. Вот это чувство обеспокоенности подрывает наш внешний имидж. Сможет ли дипломат их переубедить при всей своей гениальности? Если у нас есть национальная гордость, забота о будущем, мы должны личные корыстные интересы отодвинуть в сторону и в первую очередь заботиться об облике страны за границей. Малочисленные дипломаты Кыргызстана делают то, что зависит от них. Не скажу, что прекрасно, но стараются в меру своих возможностей. Если в диппредставительствах будет больше таких квалифицированных, подготовленных людей, то будет еще лучше. К этому видимо и идем.

    Можете ли Вы выделить отдельных представителей страны, которые отличились особым вкладом в этом направлении?

    Дипломаты делают все, что могут. Но такой пример, чтобы был замечательный результат при содействии какого-то посла, привести не могу.

    Все понимают высокую значимость дипломатов для страны. Достаточно ли внимания (средств) уделяет государство для них? Иногда от парламентариев слышишь заявления о том, что у них заработная плата маленькая или наоборот, что они шикуют.

    Нет, денег выделяется недостаточно. Некоторые говорят, что послы получают зарплату в 3-4 и даже 5 тыс. долларов. Но возможно по условиям страны проживания это несравнимые деньги, у нас в стране это деньги, а там — нет. Ведь существуют еще представительские расходы, стоимость аренды квартиры, офиса посольства. Безусловно, мы должны делать все с учетом наших возможностей, но, тем не менее, поддерживать нормальный уровень для ведения дипломатических встреч. Иногда бывает, что иностранные партнеры приглашают для беседы, и дипломату нужно отвечать тем же, а для этого должны быть соответствующие средства.

    Вы возглавляете общественный наблюдательный совет МИДа. Как Вы оцениваете работу ведомства?

    С приходом нового министра ведомство старается что-то делать. ОНС — правильно предложенный институт, однако мне кажется, сейчас на высшем уровне как-то к этому относятся не очень адекватно. Конечно, в наблюдательных советах есть люди, которые не совсем подготовлены или пробивают личные интересы, но это очень нужный институт. У меня есть надежда, что отныне работа в ведомстве пойдет в позитивном ключе.

    Работу МИДа отражает слабость организации госслужбы. Госслужба – это особая система, куда людей надо подбирать только по квалификации, опыту. У нас же, из-за неправильного понимания парламентской демократии, приходят люди к министру и начинают навязывать своих родственников, знакомых. От этого страдает вся система.

    Каковы сегодня приоритеты нашей дипломатии? 

    Нам нужно правильно расставлять акценты и претворять их в жизнь. Нужно использовать все, что будет для нас выгодным. Естественно, не нанося ущерба нашим дружественным отношениям с соседями, но в тоже время, не отвергая по подсказке каких-то сил те предложения, которые могли бы сослужить для нас добрую службу. Также мы должны твердо защищать свои национальные интересы. Это очень трудная задача, но на это и направлена дипломатия, это искусство.

    Говоря об искусстве дипломата, эта должность предполагает наличие определенных личностных качеств. Какими качествами должен обладать дипломат в 21 веке?

    Дипломаты бывают разные. Среди них бывают гениальные люди. В советское время МИД считался лучшим ведомством. Там действительно подбирали людей очень высокой квалификации, но их недостаток заключался в том, что эти дипломаты вынуждены были подчиняться и реализовывать решения, принятые на партийном уровне. А это осложняло задачу, ведь есть партийный аппарат, Министерство обороны, Комитет государственной безопасности и другие ведомства. Иногда получалось так, что голос МИДа не принимался в расчет, поскольку диктовались другие условия. Но как бы то ни было, дисциплина требовала, чтобы дипломаты выполняли решения. А сейчас у дипломатов есть больше возможностей быть открытыми. Если что-то делается не так, говорить об этом, не бояться. Я считаю, нужно извлекать уроки из прошлого. Но мы этого, к сожалению, никак не можем сделать. Я говорю не только о нас, но и о внешней политике великих держав.  

    Чтобы бы Вы пожелали нашим дипломатам в их профессиональный праздник?

    В личном плане я всем желаю здоровья и успехов на службе. Работник дипломатической службы должен быть подлинным дипломатом в классическом понимании. Не каждый дипломат понимает, что такое быть дипломатом.

    Поделитесь новостью