Джоомарт Оторбаев: Без инвестиций уровень жизни в КР никогда не поднимется

Автор -
334

    В последнее время Кыргызстан становится, пожалуй, первой страной в мире по фактам сопротивления разработке месторождений. Почти по каждому разрабатываемому проекту в республике возникают конфликты, иногда даже доходит до того, что у инвесторов отбирают технику, обесточивают предприятия и избивают сотрудников компаний. На вопросы KNews том, как нужно решать существующие проблемы, возможна ли остановка разработки месторождений и как развивается экономика страны, ответил первый вице-премьер-министр Кыргызстана Джоомарт Оторбаев.

    В связи с последними событиями, связанными с Кумтором и другими месторождениями, возникает вопрос, есть ли статистика, сколько инвесторов покинуло Кыргызстан за последние годы, и сколько страна из-за этого потеряла прибыли?

    У меня под рукой такой статистики нет, но в Министерстве экономики и Государственном агентстве по геологии и минеральным ресурсам она должна быть. Действительно, за ситуацией с Кумтором следит все бизнес-сообщество, прежде всего иностранные инвесторы, те, которые работают в горном секторе. Все с тревогой наблюдают за этим процессом. Недавнее падение цен на золото на большую величину – с 1 тыс. 750 до 1 тыс. 300 долларов — охладило горячий интерес горных компаний к разработке у нас золота. Хотя интерес, конечно, сохраняется, продолжается работа по освоению золоторудных месторождений, среди которых можно особо отметить «Иштамберды», «Бозумчак», «Талды-Булак Левобережный», которые инвесторы должны запустить в первой половине 2014 года. Если проекты будут запущены, налоговые поступления от них в 2014 году составят несколько миллиардов сомов. Это, конечно, приведет к усилению экономической активности, улучшению показателей роста экономики. В то же время небольшие проекты не так активно рассматриваются, как это было во времена, когда цены на золото били рекорды.

    Какие меры принимает правительство, чтобы защитить инвесторов? Может быть, нужно ужесточать наказание за то, что люди отбирают технику, обесточивают предприятия и всячески мешают работе?

    Синдром «митинговщины» в Кыргызстане продолжается, и, зачастую, вне правового поля, это мы все видим. Митинги, касающиеся разработки горнорудных проектов и иных вопросов, продолжаются по всей стране, здесь и правительство, и президент сделали четкие заявления в отношении верховенства закона. Речь идет о том, что все имеют право на мирные митинги и демонстрации, но ни одному гражданину не позволено нарушать законы — ни президенту, ни обычному гражданину.

    Конечно, в этом вопросе озабоченность обоснована, если будут незаконные нападения на инвесторов, то экономика страны развиваться не сможет. В этом плане депутаты должны рассмотреть существующее законодательство, чтобы обеспечить верховенство закона, а правительство должно осуществлять исполнение законодательства, пресекать незаконные действия, расследовать их и направлять в судебные органы, иначе мы останемся изгоями.

    Вообще, какие планы у правительства на будущее? Может быть, действительно нужно запретить разработку месторождений и искать какие-то другие источники доходов, раз народ так недоволен?

    Вы знаете, когда мы ездим по регионам, встречаемся с людьми, мы видим, что нужно построить дорогу, больницу, школу, выдать льготный кредит. Но мы же не можем с потолка взять эти ресурсы, мы должны зарабатывать деньги. Если не будет экономической активности, в том числе разработки месторождений, то экономика развиваться не будет, бюджет страны увеличиваться не будет. Тогда уровень жизни кыргызстанцев останется на таком же средневековом уровне, поэтому мы говорим нашим гражданам, что для развития экономики нужны инвестиции, в том числе в горнорудную отрасль.

    Конечно, кроме горнорудной отрасли есть другие направления – это энергетика,  которая может стать локомотивом нашей экономики. Кроме того, вы все знаете, что перспективны отрасли переработки сельхозпродукции и туризма. В этом году туристический сезон прошел хорошо, если бы еще не было событий с митингами в Иссык-Кульской области и истерики вокруг вспышки чумы, то был бы очень успешный год. Без разработки месторождений поднять экономику страны возможно, но это будет дольше и медленнее. Людям придется больше ждать.

    Какова доля внутренних инвесторов в стране, кто инвестирует и в какие отрасли?

    В нашем законодательстве нет различий между внутренними и внешними инвесторами, они имеют  абсолютно равные права и обязанности. Внутренние инвесторы, конечно, в каком-то смысле более весомы, потому что знают особенности работы в стране. То есть, риски, которые имеют иностранные инвесторы, могут не коснуться внутренних инвесторов. Поэтому, говоря об инвестициях, мы имеем в виду привлечение внутренних инвестиций. Сейчас их много, вы сами видите, что сейчас идет активное строительство, в частности, в Бишкеке сейчас строится около 100 многоэтажных жилых домов. Практически все строительные фирмы местные, покупателями практически стопроцентно будут кыргызские граждане. Вот вам огромный блок экономики, который развивается за счет внутренних инвесторов. Внутренние инвесторы занимаются и транзитной торговлей через наши рынки, через закуп компонентов в Китае и производство в Кыргызстане. Внутренние инвесторы развивают и туристический сектор, нам пока неизвестно, чтобы какой-то крупный иностранный инвестор зашел в эту сферу. Показатель Нацстаткома об инвестициях в основной капитал компаний, который бурно растет в последние 2 года, это внутренние инвестиции.

    Говорят, что не обходится без коррупции и среди инвесторов. Ходят слухи, что наши чиновники просят откаты. Есть ли зафиксированные данные, поступают ли такие жалобы и наказан ли кто-нибудь? Что Вы можете сказать о слухах, судя по которым чиновникам предлагаются доли в проектах инвесторами, которые пытаются защитить свой капитал?

    Инвесторов очень много, они разнятся по размерам, объемам. Сюда, в правительство, приходят все-таки серьезные инвесторы, и мне никто никогда не предлагал никаких сделок, и я не предлагал никаких сделок. Более того, всем инвесторам, которые приходят сюда, я раздаю свои визитки с номером сотового телефона, и говорю, чтобы напрямую выходили на меня, если кто-то вымогает взятку или долю. Конечно, мы слышим, что такие факты бывают,  на уровне, может быть, не таких системных инвесторов, а тех, которые занимаются проектами меньшего размера. Но таких фактов, которые мы могли бы зафиксировать, не наблюдается. Есть коррупционные действия, связанные с лицензионно-разрешительной системой, выделением земельных участков, с вопросами, связанными с правоохранительными органами, с милиционерами, прокурорами, судьями. Всем инвесторам мы говорим: «Никто не должен «делиться», если есть такие угрозы, то обращайтесь напрямую в правительство, не бойтесь».

    В нашей стране мало, что можно скрыть, в том числе доли, которые чиновники имеют в каких-то проектах. Часть чиновников, например, депутатский корпус, не скрывает этого. Законодательство не запрещает членам их семей или родственникам участвовать в каких-то сделках, но обо всем этом наш народ знает. Что касается госслужащих, членов правительства, это конечно, неприемлемая практика.

    Как на сегодняшний день развивается экономика Кыргызстана в общем?

    Рост экономики Кыргызстана за 9 месяцев этого года составил 9,2 %, инфляция — меньше 2 %, рост прямых иностранных инвестиций – 42 %. Есть мега проекты, которые мы осуществляем вместе с Россией, Китаем на несколько миллиардов долларов, есть и более мелкие проекты. В июле исключительно успешно прошла донорская конференция по вопросам развития, где доноры обязались выделить в ближайшие 4 года минимум $2 млрд, это очень серьезная цифра. Кроме того, мы привлекаем инвестиции из стран-партнеров, таких как Россия и Китай.

    Конечно, движущая часть экономики — это малый и средний бизнес, где создается огромное число рабочих мест. Здесь тоже имеются хорошие тенденции, здорово в этом году отработало сельское хозяйство. Крестьяне Таласской области собрали около 80 тыс. тонн фасоли, цена доходила до 80 сомов, таким образом, люди наличными заработали свыше $100 млн. Это только в одной области и только на одной культуре! А кроме этого выращиваются и другие культуры, и животноводством население  занимается. Маленькая Таласская область заработала такую сумму. Такая же картина наблюдается в других регионах страны, животноводство успешно развивается.  То есть,  деньги в страну поступают.

    Вы можете назвать решительные меры, которые могут исправить ситуацию и сделают  Кыргызстан инвестиционно привлекательной страной?

    Нам нужна законодательная база, которая приведет к тому, что и наши, и иностранные инвесторы будут работать по самым современным законам. Второе – нужно чтобы эти законы соблюдались, не было коррупционных действий со стороны чиновников в отношении частного сектора. В конце концов, это поможет добиться того, что мы станем благоприятным местом для вложения инвестиций. Например, вот что мы сделали в последний месяц: сократили количество экспортных документов с 8 до 2, сейчас, чтобы вывезти товар на экспорт, нужны всего 2 документа, причем это можно сделать электронным методом, бумажная работа сводится к минимуму. Для экспортеров открыты все двери. Буквально на днях президент подписал закон о лицензионно-разрешительной системе. Если в 2011 году было более 500 лицензий, в 2012 году их число сократилось примерно в 2 раза, а сейчас в списке осталось около 100. Возможно, это одна из самых коротких лицензионно-разрешительных систем в мире. Мы работаем для того, чтобы создавать предпринимателям все лучшие и лучшие условия. Мы инвестируем в инфраструктуру, в дороги, такого количества дорог в Кыргызстане еще никогда не строилось. Только в Бишкеке 120 километров дорог построили. Есть энергетические проекты – это Нарынский гидрокаскад, ЛЭП Датка-Кемин, модернизация ТЭЦ Бишкека. Все это фундаментальные проекты, которые приведут к резкому оживлению инвестиций. К такому шагу ведут и наши переговоры по вступлению в Таможенный союз, в случае нашего вступления инвесторы, которые идут в Кыргызстан, буду иметь перед собой не 5-миллионный рынок, а 170-миллионный.  

    Поделитесь новостью