«Замандаш-Современник» предлагает внедрить в столице принципы программного бюджетирования

Автор -

    По инициативе фракции «Замандаш-Современник» на предстоящую сессию городского кенеша, намеченную на 12 ноября, выносится вопрос о поэтапном переходе бюджетного процесса на принципы программного бюджетирования. Какие преимущества это даст, и для чего это необходимо, рассказывает автор вносимого проекта-постановления, лидер фракции «Замандаш-Современник» Таалайбек Сагынов.

    «Реформирование системы управления в городе Бишкеке, необходимость повышения эффективности реализации программ развития, требуют новых подходов к бюджетному планированию, как ключевому элементу системы управления. При этом эффективность предполагает достижение заданных результатов с использованием наименьшего или определенного городским бюджетом объема средств.

    Однако до настоящего времени реализация этих принципов была затруднена из-за отсутствия адекватных механизмов повышения эффективности бюджетных расходов. До настоящего времени при подготовке проекта городского бюджета преобладает сметное планирование, то есть бюджет формируется не на основе фактических и ожидаемых результатов осуществления бюджетных расходов, а заполнением элементов экономической классификации по расходам. Такой формат является обязательным для предоставления бюджетного документа в Министерство финансов КР для формирования сводных данных и последующего администрирования государственного бюджета. Но совершенно не приемлем для оценки эффективности реализации программ городского развития и в целом бюджетной политики города.

    Бюджет, основанный на сметном принципе, является в большей степени инструментом администрирования городского бюджета. Объемы финансирования задач и мероприятий программ развития зачастую распыляются между кодами бюджетной классификации, что не дает возможности сопоставить соответствие в цепочке «задачи – объемы необходимых ресурсов – выделенные средства – достигнутый результат».

    При таком подходе сложно оценить как эффективность бюджетных расходов и исполнение программ, так и саму деятельность исполнительных органов местной власти. Сметный принцип планирования местного бюджета не способствует исполнению важнейшей функции депутатов местного кенеша – объективному рассмотрению и утверждению проектов городского бюджета.

    Одна из ключевых проблем при реализации программ развития заключается в неадекватности отчетных данных о ходе выполнения программ формулировкам ожидаемых результатов. Кроме того, объемы бюджетного финансирования, предусмотренные в программах развития, достаточно часто не соответствует реальному объему средств, выделяемых из бюджета города. Но в условиях сметного планирования провести объективный анализ воздействия недофинансирования на качество выполнения работы и ответственность исполнителей практически невозможно. 

    В условиях повышения уровня прозрачности и подотчетности органов МСУ перед гражданами, а также новых инициатив депутатов городского кенеша по обеспечению участия горожан в процессах принятия решений, существующая практика формирования местного бюджета и информирования о его состоянии не отвечают названным задачам.

    В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, или программного бюджетирования, финансовые ресурсы распределяются с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами программ развития города Бишкек. Основные характеристики программного бюджетирования:

    — наличие определенных социально-экономических эффектов от предоставления бюджетных услуг и деятельности органов МСУ,

    — мониторинг и контроль за достижением намеченных целей и результатов,

    — обеспечение качества бюджетного планирования и управления.

    Национальная стратегия устойчивого развития одним из приоритетов фискальной политики в Кыргызской Республике определила переход на программное бюджетирование.

    Органы МСУ г. Бишкек и, в первую очередь, городской кенеш обязаны обеспечивать объективную, беспристрастную оценку и анализ результатов реализации программ и степени достижения поставленных целей, выполнения задач на основе выработанных и утвержденных показателей и индикаторов социально-экономической эффективности, которые составят основу программного бюджета.

    Таким образом, задачей, стоящей перед органами МСУ г. Бишкек, является создание единого механизма программно-целевого бюджетирования, для которого необходимым является реформирование бюджетного процесса, включая финансо­вый контроль на основе привязки к перечню долгосрочных целей развития, источникам и объемам финансирования, конкретным результатам достижения этих целей.

    То есть, предлагается, что программно-целевое бюджетирование должно стать системой управления бюджетными ресурсами на всех стадиях бюджетного процесса, начиная от составления проекта бюджета на соответствующий финансовый год в программном разрезе и заканчивая его исполнением с утверждением отчетности. При этом особое внимание в программно-целевом бюджетировании должно уделяться мониторингу исполнения программ, а именно достижению цели определенной программой, выполнению задач программы в целом, и на промежуточных этапах в частности, достижению конечных синергетических критериев и показателей на всех этапах реализации программы. 

    Важной особенностью является наличие подпрограмм развития, как составной части общей стратегии, что позволяет рассматривать и оценивать деятельность каждого муниципального предприятия или учреждения в структуре органов МСУ и проводить непрерывный контроль за финансовыми ресурсами, предусмотренными бюджетом города на соответствующий финансовый год и плановый период на конкретные мероприятия программы в разрезе ответственных субъектов.

    Существует опасение, что переход на программное бюджетирование может внести проблемы во взаимоотношения с Министерством финансов КР в части формирования сводных данных по бюджету и сдаче отчетных документов. В этой связи необходимо отметить, что планируется сохранить форматы взаимоотношений финансовых подразделений города Бишкека с Министерством финансов КР в существующем формате.

    Вопросы формирования программного бюджета, формат его предоставления городскому кенешу и населению города, вопросы администрирования бюджета являются исключительно полномочиями городского кенеша и не связаны с требованиями Министерства финансов по предоставлению отчетности. Более того, в свете будущего перехода бюджетных процессов в Кыргызской Республике на программную основу, приобретенный опыт города Бишкека позволить безболезненно реализовать данную задачу.

    Таким образом, предлагаемый проект Постановления городского кенеша о поэтапном переходе бюджетных процессов в городе Бишкек на программную основу является важным этапом реформирования системы управления и повышения эффективности реализации программ развития города».

    Поделитесь новостью