В одном из столичных клубов прошел концерт известной российской пост-гранж-группы «Седьмая раса». За свою 16-летнюю историю коллектив заработал серьезный авторитет среди поклонников рок-музыки благодаря своим интеллектуальным текстам и экспрессивной подаче материала. В их лирике затрагиваются темы одиночества человека в современном обществе, поиска духовности и неприятия примитивизма массовой культуры.
Лидер группы Александр Растич поделился с К-News своим видением актуальных проблем сегодняшнего дня.
– Хотите вы того или нет, вы являетесь в какой-то степени нравственным ориентиром для определенной прослойки молодежи. Какой основной посыл вы бы хотели донести до них? О чем ваши песни?
– О человечности. В самом широком понимании этого слова. О том, как быть человеком. Вообще я считаю, что музыка сама по себе очень сильно влияет на людей, независимо от текста. Я по своему опыту могу сказать, что меня во многом сформировала именно музыка. Мне в свое время очень нравился русский рок в его изначальной ипостаси, потому что он действительно был актуальным, мог отвечать людям на какие-то вопросы.Но вместе с тем на меня влияли и группы, которые пели на непонятном мне языке. Так что если это изменило меня, я думаю, что и наша музыка может кого-то изменить.
– В ваших текстах угадывается некоторая антитоталитарная направленность, вы цитируете писателей-антиутопистов: Хаксли, Оруэлла. Насколько вы социально и политически активны?
– Мы никогда не участвуем в политических акциях. Мы не пропагандисты. Я думаю, что революции должны происходить в сознании людей, а не на площадях. Потому что, во-первых, результатами революций обычно пользуются совсем не те люди, которые проливали за это кровь, а во-вторых, это никогда не приводило к резкому улучшению жизни простого народа. Человек, в первую очередь, должен сломать систему в своей голове, «убить государство внутри себя», как пел Егор Летов. Вот на это нужно направлять усилия, в том числе и через творчество.
Сейчас популярны различные антиглобалистские или «гринписовские» протестные организации, но они фактически стали агентами влияния тех сил, против которых на словах они выступают. Их зачастую используют те же корпорации для борьбы с конкурентами. Поэтому я не хотел бы включаться в этот процесс. Как поется в одной из наших песен, не хочу всю жизнь разбитой головой качать.
– На вашей гитаре изображен символ «ом», используемый в восточных духовных практиках. Какое место в вашем творчестве занимает религия?
– Я выступаю за христианские заповеди и точно так же с уважением отношусь к буддистским принципам существования, которые на самом деле очень похожи. Между ними нет никакого конфликта. Если не затрагивать какие-то искусственно созданные экстремистские ветви, то в основе всех конфессий лежат одни и те же нравственные принципы. Поэтому религии не должны враждовать друг с другом.
– Вы родились и выросли в Казахстане. Как вы относитесь к тому, что в последнее время определенные силы занимаются обострением отношений между народами России и Средней Азии?
– Россия находится не только в Европе, но и в Азии. Номинально многие азиатские народы живут на ее территории. Поэтому в наших менталитетах немало общего. Моральный и духовный упадок среди молодежи сейчас стал общемировой тенденцией, поэтому выделять какой-то один регион и говорить, что там люди дикие, плохие – это, конечно, неправильно.
Зачастую такие настроения прививаются Западом, потому что им выгодно, чтобы мы конфликтовали друг с другом в рамках соседних республик. Мне кажется, что сейчас в наших странах действует множество агентов влияния, которые сознательно вносят раскол между нами. И это не теория заговора, это объективная реальность.
– Как вы относитесь к тому, что вам с вашей серьезной лирикой зачастую приходится выступать на увеселительных мероприятиях?
– Почему бы и нет, если мы выступаем в городах, где нет других вариантов, чтобы собрать людей на концерт. Может быть, кто-то придет повеселиться, а потом загрустит, задумается о чем-то. Это ведь хорошо, когда человек приходит просто чтобы «оттянуться», а у него вдруг включается сознание. Это для нас главная награда за наше творчество.