Эксперты указывают на целый ряд факторов, которые будут способствовать увеличению числа кыргызстанцев в рядах сирийских, и иных, джихадистов.
Почем свежее пушечное мясо?
В связи с тем, что правительство Сирии с каждым днем уверенней заявляет о своей приверженности полностью отказаться от биохимического оружия, для чего уже было демонтировано все оборудование по его производству, у противников режима Башара Асада во главе с США остается все меньше шансов и поводов для его свержения путем интервенции. Закономерно, что столь же стремительно тают надежды вооруженной оппозиции на обещанную ранее помощь со стороны антибашаровского блока. И как итог – Свободной сирийской армии и прочим отрядам повстанцев, включая филиалы «Аль-Каиды», изрядно потрепанным за два с половиной года гражданской войны, вновь потребуется свежая кровь в виде иностранных наемников с самых разных уголков планеты. В том числе и из Кыргызстана, где существуют все предпосылки для набора радикальных кадров.
По данным арабских СМИ в Сирии сражаются «дикие гуси» из трех десятков стран. Наибольшее количество наёмников из республик СНГ, порядка 400 человек, представлены выходцами из России, в частности, с Северного Кавказа. По заявлениям официальных лиц, к примеру, главы МИД РФ Сергея Лаврова, зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова, замдиректора ФСБ Сергея Смирнова, других чиновников, эти боевики, обретя на Ближнем Востоке диверсионно-партизанский опыт, могут впоследствии вернуться для дестабилизации обстановки в своих регионах.
Люди-невидимки в зоне конфликта
Подобная опасность существует и для Центральной Азии. Как известно, сотрудники ГКНБ КР, накануне саммита ШОС в Бишкеке, уже взяли в августе в Ошской области террор-группу, куда входили двое кыргызстанцев и один гражданин Казахстана. Пройдя обкатку в Сирии, они намеревались совершить серию подрывных актов в Кыргызстане по заданию зарубежных покровителей, для чего активно приобретали оружие, взрывчатку, амуницию, средства связи…
Еще весной члены Жогорку Кенеша обсуждали тему того, что несколько десятков молодых соотечественников, в основном с конфессионально-патриархального юга, были рекрутированы заезжими эмиссарами, и затем, через территорию Турции, попали в Сирию. Эти факты вынудили Госкомиссию по делам религий начать масштабную проверку медресе и мечетей, где, по некоторым данным, и осуществлялся набор добровольцев.
Позже спецслужбам Кыргызстана, при содействии ряда депутатов ЖК и родственников рекрутов, удалось вернуть на Родину из зоны конфликта двух жителей Кызыл-Кии: 35-летнегоА.А. Джалалова и 29-летнего А.М.Балтабаева. Но сколько там еще остается наших сограждан – доподлинно неизвестно. При этом бывший секретарь Совета обороны КР (ныне председатель ГКНБ) Бусурманкул Табалдиев был вынужден признать, что наши власти не имеют права запретить гражданам выезжать за границу.
Импотенция власти в вопросах миграции
Фактически власти Кыргызстана сейчас неспособны хоть как-то повлиять на процессы миграции, которые за 22-летний период независимости республики приобрели неуправляемый, и во многом негативный характер. Тысячи граждан КР лишаются в странах пребывания любых прав и привилегий, оказываются в кабале у нечестных работодателей, становятся жертвами милитаристской эксплуатации или объектами национальной нетерпимости, нередко сами совершают правонарушения.
В итоге наши вельможи зачастую абсолютно не ведают о реальном положении граждан за кордоном, и их настоящем роде деятельности. А они нередко связаны с экстремистскими устремлениями. Бесконтрольность за порядком въезда-выезда из КР уже приводила к тому, что эмиссары успешно набирали здесь наемников и затем переправляли их для участия в подпольной борьбе на территории СУАР КНР, экс-Югославии, в Чеченской Республике, Курдистане и других регионах. Немало кыргызстанцев, пройдя духовное и практическое обучение в соответствующих центрах в Афганистане, Пакистане и Вазиристане в настоящее время участвуют в деятельности ИДУ, Талибана, Союза исламского джихада, Аль-Каиды, других радикальных организаций.
Террористический вектор
Последний случай с набором в Кыргызстане желающих поехать в Сирию наглядно продемонстрировал, что подобная вербовка продолжается. И по оценкам экспертов такая практика может быть даже расширена!
Как известно в той же Сирии, где по оценкам ООН число жертв междоусобной бойни уже превысило 100 тысяч человек, у оппозиции остро ощущается нехватка элементарных человеческих ресурсов. При этом нет недостатка в материальных средствах, щедро предоставляемых спонсорами конфликта. Поэтому вполне естественно, что в поисках потенциальных наемников они все чаще обращают внимание на страны с преимущественно магометанским населением, но где значительная часть трудоспособной уммы находится в бедственном положении.
Кыргызстан, с его нестабильной общественно-политической, социальной и религиозной обстановкой, отсутствием перспектив для тысяч людей, стагнирующим состоянием экономики, где отмечается системный кризис ценностей, идеологий, моделей, другие негативные факторы, полностью отвечает требуемым параметрам в качестве плацдарма для найма.
Для призыва кыргызстанцев в ряды мятежников может использоваться целый ряд действий:
щедрая финансовая стимуляция новоявленных боевиков;
коррупция, позволяющая легко легализоваться в КР иностранным агитаторам;
размытый контроль со стороны властных структур при получении паспортов и виз;
слабый авторитет у официальных духовных учреждений республики, не способных реально отслеживать внутреннюю жизнь членов джамаатов;
прозрачность границ внутри СНГ и зарубежных партнеров Содружества, дающая возможность для въезда в государства арабского Востока через третьи страны.
Пятая колонна
Для успеха миссии эмиссаров, или же самостоятельных инициатив отдельных кыргызстанцев для позиционирования себя в качестве наемников, в КР давно существует благодатная почва. В частности, этому процессу могут поспособствовать внутренние ресурсы в виде «пятой колонны». В республике достаточно сил, благосклонно воспринимающих арабскую модель радикального ислама, к тому же ранее лично прошедших обучение в районе Персидского залива или Нила.
Существуют и относительно автономные группы, наподобие разоблаченного «Джамаата Кыргызстана «Жайшуль Махди», которые, напомним, обвиняются в совершении целого ряда громких преступлений. Они могут охотно принять предложение реализовать свой потенциал на стороне, так как морально давно готовы продемонстрировать свои возможности, особенно, если их предстоящие акции получат в результате широкую масс-медийную огласку и послужат PR-раскрутке их собственной борьбы.
Или другой пример. ГКНБ была разоблачена и публично покаялась в ошибочности своих убеждений целая группа из 6 джихадистов в Кара-Балте. Ранее, в ходе проведения операции «Экстремист» задержан 40-летний куратор «Хизб-ут-Тахрир» по Джалал-Абаду, и три его сообщника, у которых изъяты подрывные материалы. Также был арестован 36-летний уроженец Ошской области, изготовлявший и снабжавший поддельными документами (паспорта, военные билеты, свидетельства о рождении, и т.д.) членов террористического интернационала.
То есть, питательная среда для рекрутирования бойцов подполья в КР существует, это надо признать.
Конечно, определенная работа по нейтрализации угрозы проводится. К примеру, в рамках мероприятий Антитеррористического центра Содружества, ОДКБ, ШОС, НАТО, ОБСЕ, других альянсов и институтов.
Уже предложено законодательно ужесточить наказание по статьям УК КР, связанных с терроризмом и религиозным экстремизмом путем исключения столь бесполезных санкций, как штраф и общественные работы, зато увеличив сроки реального лишения свободы.
Однако в комплексе эти усилия должны быть еще более решительными. Власти Кыргызстана просто обязаны сделать все, чтобы жители страны Ала-Тоо не превратились в мощный мобилизационный ресурс для разномастных вербовщиков, жертвуя собой во имя сомнительных идеалов вдали от Родины…