Таможенный союз для кыргызстанцев: возвращаясь в постперестроечный период?

Автор -
312

«Лепешка и чай» языком сухой статистики.

«В Киргизии очень много бедных людей. 14 лет как независимое государство, а проблемы никакие не решаются. Лепешка и чай — весь народ так живет, лепешка да чай каждый день, три раза в день — лепешка и чай. Балахон, халат рваный, сколько можно терпеть?» — риторически вопрошал в далеком 2005 году лидер российской либерально-демократической партии Владимир Жириновский, комментируя случившийся в Кыргызстане первый государственный переворот.

Сколько можно терпеть? Да, в общем-то, видимо, до бесконечности. Если глянуть на цифры официальной статистики (а все мы знаем, что реальность чаще всего страшнее статданных), то сегодня уровень бедности в республике не намного отличается от показателей, зафиксированных на заре независимости, в 1996 году: 38 нынешних процентных пунктов против тогдашних 43,5 %.

Еще при Аскаре Акаеве уровень бедности сначала резко скакнул вверх – тяжелые постперестроечные годы дали о себе знать, — а после медленно-медленно показатели начали ползти вниз. В год бегства первого президента уровень бедности в стране составлял 43,1 %. К 2009-му он упал до 31,7 %. А вот в 2010-м – сказалась постреволюционная ситуация — вырос до 33,7 %.

Несмотря на все рапорты правительства о том, что они делают все возможное и невозможное для процветания страны, несмотря на все заявления об устойчиво растущей экономике и прочих благах, несмотря ни на что уровень бедности в стране неуклонно повышается с того самого момента, как в Кыргызстане приняли парламентскую форму правления. В 2011 году количество бедняков достигло 36,8 %, а год спустя увеличилось еще до 38 %.

В пересчете на «человеков» это 2 млн 153 тыс. граждан. Вы только вдумайтесь: свыше двух миллионов людей в нашем крохотном государстве перебиваются с хлеба на воду, ну или с лепешки на чай – это уж кому как нравится

 Необременительные обязательства

17 ноября 1996 года в Риме состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по проблемам голода. И Кыргызстан в этой встрече участвовал и, более того, присоединился к представленной там Римской декларации, взяв на себя тем самым обязательства «проводить политику, направленную на искоренение бедности и неравенства, обеспечение физического, экономического доступа для всех и на все времена к достаточному диетически адекватному полноценному продовольствию, а также его использованию». Обеспечение. Доступа. К достаточному. Продовольствию. Что это такое? По сути, это наличие этого самого продовольствия на рынке вкупе с ценами, которые будут адекватны доходам населения.

Этот факт из 1996 года вспоминается в связи с тем, что буквально на днях Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) опубликовала Периодический информационный бюллетень о состоянии продовольственной безопасности в КР. И в документе как раз-таки и отражены факты (заметьте, опять же, только официальные), касающиеся продовольствия и его доступности для населения.

Проанализировав данные за первые три квартала 2013 года, полученные от Министерства сельского хозяйства и от Национального статистического комитета, ФАО резюмирует: фактическое потребление хлеба (16,1 кг в месяц на душу населения) на 67 % превышает среднефизиологические нормы (9,6 кг). Причем из всех 9 базовых продуктов (хлеб, картофель, фрукты и ягоды, овощи и бахчевые, сахар, растительное масло, молочные продукты, мясо и его производные, яйца) такая разница зафиксирована только по хлебу. По остальным пунктам перечня, за исключением разве что картошки, – население недоедает. Фактическое потребление на 22-90 % отстает от физиологических норм. Причем, проценты эти – усредненные, рассчитанные, исходя из общего числа жителей республики – без разделения «богатый-бедный».

Ну а если все-таки поделить население по уровню доходов на 5 групп, то окажется, что 20 % самых обеспеченных наших сограждан ежедневно потребляют на 33,6 % больше килокалорий, чем человеку необходимо, тогда как 20 % самых бедных – недобирают 17,61 % ккал, несмотря на то, что питаются лишь высококалорийным мучными изделиями.

О каком равном доступе к продовольствию можно говорить? Взять хотя бы ту же картошку. Несмотря на то, что картофеля на полях Кыргызстана хватает не только на то, чтобы прокормить всю страну, но и на то, чтобы вывезти его на экспорт, цены на эту сельскохозяйственную культуру растут. За год килограмм картошки подорожал (в среднем!) почти на 10 сомов.

Что поделаешь, у нас – рыночная экономика, разводят руками чиновники.  Регулировать цены частных производителей государство, обязавшееся перед всем мировым сообществом кормить своих бедняков, не в силах.

«Дело в том, что если в Казахстане или в России цены на какой-то продукт поднимаются, то вырастут они и у нас. Потому что к нам приезжают закупаться от соседних стран, а отечественные производители ситуацию отслеживают и, естественно, повышают цены в расчете на приезжих. Ну а мы же не можем им диктовать, мол, казахам вы продавайте подороже, а нашим гражданам – подешевле», — объясняет начальник управления продовольственной безопасности и агромаркетинга Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызстана Жумабек Асылбеков.

Таможенное туманное будущее

Вступление Кыргызстана в Таможенный союз (ТС) Беларуси, России и Казахстана у нас сегодня не обсуждает только ленивый. Кто-то выступает «за», кто-то «против». И та, и другая сторона приводит свои доводы. Говорится и о том, что в свете грядущей евразийской интеграции, иного выхода у Кыргызстана попросту нет, и о том, что этим выходом могло бы стать присоединение к Китаю в его экономической интеграционной программе «Шелковый путь». Но в одном сторонники и противники ТС сходятся: колоссальные риски от очевидного несоответствия той стремительности, с которой наша республика норовит присоединиться к таможенному объединению, внутренним мощностям страны имеют место быть.

Правительство Жанторо Сатыбалдиева откровенно признается: и работу многие кыргызстанцы потеряют, и цены на продукты вырастут. С учетом традиции приукрашивать свои достижения и преуменьшать неудачи, которой, как правило, следуют отечественные власть предержащие, будущее в Таможенном союзе для большинства наших сограждан представляется сравнимым по тяжести жизни с временами развала Союза Советского. Тем более что нынешние члены ТС будут требовать от Кыргызстана соблюсти свои внешние обязательства по полной — в отличие от стран-участниц всевозможных конвенций и деклараций, в том числе и Римской.

Поделиться