На днях министр внутренних дел Абдылда Суранчиев сообщил, что в 2013 году было зафиксировано 64 факта суицида среди подростков. Премьер-министр даже пригрозил увольнением главе МВД, если он не ликвидирует школьный рэкет, одну из главных причин продолжающихся трагедий.
По признанию психолога Алишера Карамаева, на рост этих страшных цифр влияют многие факторы. И не только прессинг со стороны малолетних рэкетиров, зараженных уголовной идеологией, но и потрясения последнего времени, свидетелями которых становится подрастающее поколение. Люди не находят выхода из тисков возникших проблем и в отчаянии избирают крайнюю меру — фатальный путь самонасилия…
В советские времена в Киргизии на эту тему было наложено табу. Мол, для самоубийств при социализме не было, нет и не может быть причин! Между тем и тогда люди вешались, стрелялись, топились, кидались под поезда…
Лишь в 70-е годы ушедшего века суицидология из рамок психической патологии стала вычленяться в отдельное направление. Самоубийство стали рассматривать как следствие социально–психологической дезадаптации (или кризиса) личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов.
Меж тем. сколько человек существует, столько и накладывает на себя руки. Вспомним римского полководца Марка Антония, императора Нерона, философа Сенеку, древнегреческих мыслителей Диогена (тот, что в бочке жил), Демокрита, Эмпедокла, Демосфена, Пифагора, наконец. Лишили себя жизни художники (Винсент Ван Гог), рок-звезды (Дженис Джоплин, Курт Кобейн, Джимми Хендрикс), меценаты (Савва Морозов), писатели и поэты (Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Стефан Цвейг, Марина Цветаева, Александр Фадеев, Эрнест Хемингуэй), силовики (маршал Сергей Ахромеев, министр внутренних дел СССР Борис Пуго), просто известные люди (вторая жена Сталина Надежда Аллилуева).
В разное время факты суицида расценивались неоднозначно. Например, в исламе, христианстве, иудаизме — это смертный грех. А вот в средневековой конфуцианско-синтоистской Японии — акт мужества. Не случайно самураи говорили: «Истинная доблесть — жить, когда нужно жить. И умереть, когда нужно умереть!».
Аутоагрессия может принимать различные формы. В древних обществах практиковались человеческие жертвоприношения, в религиозных сектах — смертельные акты «приобщения к Богу», на войне, зачастую, это были отчаянные подвиги. Позже появились эвтаназия — медицинское умерщвление безнадежно больных — и мягкая форма «достойной смерти» — хосписы. Кстати, в Кыргызстане эвтаназия официально запрещена, но… существует. Выражается чаще всего в выписке домой пациентов, уже стоящих одной ногой в могиле, помочь которым медицина просто бессильна. Хотели было в 90-х годах и хосписы внедрить в Бишкеке, да почему-то не заладилось.
По словам Алишера Тургуновича, только 17-20 процентов суицидальных актов совершают умалишенные да невменяемые типы. Остальные проценты — на совести граждан здравых. Этот контингент можно условно разбить на несколько категорий.
Во-первых. Чаще всего лишает себя жизни активное трудоспособное население — от 19 до 55 лет. Но в черном списке есть, конечно, и дети, и глубокие старики.
Во-вторых. Женщины чаще прибегают к суициду. Но не всегда доводят дело до конца. Поэтому в итоговом знаменателе мужчин больше. Слабый пол предпочитает травиться либо уксусной эссенцией, либо сильнодействующими медпрепаратами. На архаичном же юге Кыргызстана бывают и случаи самосожжения. Сильный пол выбрасывается с крыш и из окон, режет вены, вяжет петли, изредка — стреляется. В числе тех и других — школьники, домохозяйки, военнослужащие, пенсионеры, чиновники.
В-третьих. Лидирует в смертельном забеге интеллигенция, крестьяне же отстают. У них не столь тонкая душевная организация, и менее острая реакция на обстоятельства…
В-четвертых. Пик самоубийств обычно приходится на осень и весну, на период так называемых сезонных обострений, а также в праздники и полнолуние. Если днем, то чаще в полдень.
В-пятых. Предсмертные записки фигурируют лишь в 2-3 случаях из 10-ти. Их авторы обычно просят никого не винить в своей смерти, подчеркивая добровольность этого шага. Но иногда и указывают истинных или мнимых виновников, которые довели до роковой черты. Подтолкнуть могут сородичи, сослуживцы, друзья-недруги, любимые-нелюбимые. В армии же катализатором трагедии нередко становится дедовщина. Правда, в судебной практике Кыргызстана случаи наказания лиц, доведших жертву до черты, очень редки. Хотя в УК КР есть соответствующие пункты: ст. 102 «Доведение до самоубийства» (срок от 2 до 7 лет лишения свободы) и ст. 103 «Склонение к самоубийству» (срок до 5 лет).
В шаге от бездны
Причин опасного феномена — великое множество. И форм проявления тоже. К примеру, для молодежи очень характерна демонстрация намерений на публике, громкие угрозы. Но, если грамотно провести с таким потенциальным камикадзе беседу, можно и спасти человека. Главное — не быть равнодушными к чужой беде.
К провокаторам суицидного поведения можно отнести урбанизацию общества и, как следствие, — ослабление института семьи, раннее половое созревание, особенно в городах, чрезмерную эмансипацию женщин, влияние на подсознание масс-медиа (в Интернете есть даже сайты специально для самоубийц с подробным описанием десятков способов наложить на себя руки!), особенности вероисповедания, другие факторы. Иногда суицид продуман досконально, иногда он импульсивен и совершается в порыве отчаяния и паники.
Истинный суицид никогда не бывает спонтанным. Ему предшествуют угнетенное настроение, депрессия и мысли об уходе в мир иной. Причем даже самые близкие люди могут не заметить такого состояния человека (особенно если не хотят замечать). Эту группу риска и составляют обычно подростки.
Но далеко не все тинейджерские самоубийства случаются от несчастной любви, как многие думают. Молодой человек может просто не найти ответа, каково его предназначение в этом мире (в силу же максимализма принять постулат «жить для того, чтобы жить» еще очень трудно). Да и основной процент самоубийств «из-за любви» происходит не потому, что «приспичило» начать интимную жизнь и бушуют гормоны. Просто чаще всего детская влюбленность — как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, приходит ощущение, что на всей планете ты никому не нужен.
Как отмечала в свое время директор общественного фонда «Семья и общество» Лилия Пантелеева, 60% жителей юга, переживших трагические события 2010 года, находятся в зоне риска посттравматического стрессового состояния.
«В эту категорию вошли преимущественно молодые девушки от 18 до 25 лет со средним образованием. Сложность ситуации заключается в том, что если не начать помогать этим людям сейчас, расстройства могут хронизироваться и влиять на построение будущего», — отметила Л. Пантелеева.
Основная часть суицидов — попытка… вести диалог: только таким вот совершенно нелогичным методом. Большинство самоубийц, как правило, вовсе не хотели умереть, а только достучаться до кого-то, обратить на себя внимание, позвать на помощь.
Медики часто сталкиваются с жалобами на детей: мол, на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, расквасил нос товарищу. Родители просят проверить, все ли у ребенка в порядке с головой. И дают ему успокоительные пилюли. А на самом деле все гораздо проще: даже 2-3-летний малыш, когда ему необходимо внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшлепают и обругают, но зато увидят, что у них есть ребенок! Из-за равнодушия он уходит из жизни с мыслью: мол, наконец-то ,вы обратите внимание на то, что я есть! Вернее, был…
Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа. Мол, «сделай то-то и то-то или я покончу с собой». Тут бич — случайность. Случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон… А ведь хотели только попугать.
Здесь хорошо бы возродить в Бишкеке «телефоны доверия» психологической помощи, куда могут обращаться люди, стоящие на грани жизни и смерти. Доброе участие и совет, поддержка способны удерживать от крайней меры множество людей.
Так называемый суицидальный показатель — количество совершенных самоубийств на 100000 населения — в Кыргызстане один из самых высоких среди стран СНГ! И пока у нас в республике правят бал бедность и безнадега, пока идет резкое расслоение общества, ломка сознания в ходе крутых реформ, всякого рода потрясения и хаос в умах, эти цифры будут только расти.
— Со смертью каждого человека гибнет Вселенная — неповторимый мир идей и чувств, уникальный опыт и мировоззрение. Разве можем мы оставаться по отношению к этому спокойными и безучастными?! — заключил Карамаев.