Посольство Соединенных Штатов Америки ответило на запрос редакции казахстанского kursiv.kz о целях пребывания войск НАТО в казахстанском порту Актау. По утверждению пресс-атташе посольства США Дэвида Гэмбла в основе сотрудничества альянса и Казахстана лежит сугубо коммерческий характер отношений двух сторон.
Ниже приводится ответ пресс-аташе Посольства США Дэвида Гэмбла казахстанскому интернет-изданию:
«В настоящее время США производят отправку продовольствия, топлива и груза общего назначения через порт Актау. Данная операция имеет исключительно коммерческий характер, при котором подрядчики производят транспортировку груза для американских войск по Северной распределительной сети (СРС).
В настоящее время около 60 % груза, включая продовольствие, топливо и груз общего назначения для американских войск в Афганистане производится транзитом через Казахстан, который является важным звеном в Северной распределительной сети. Из Афганистана через Казахстан по Северной распределительной сети вывозится менее одного процента груза. Отправка груза преимущественно осуществляется прямыми воздушными путями, через мультимодальные перевозки или через Пакистан.
Не существует разрешения на передвижение не заключенных в контейнеры и неупакованных транспортных средств США в рамках Северной распределительной сети, как для импорта, так и для экспорта. Грузовые перевозки для военных подразделений США через Северную распределительную сеть осуществляются коммерческими подрядчиками. Это операции, выполняемые на коммерческой основе.
Соединенные Штаты Америки признательны за сотрудничество Республики Казахстан, позволяющее нам последовательно осуществлять грузоперевозки сил США, несущих службу в Афганистане. Кроме того, Республика Казахстан разрешает транзит американских грузов, отправляемых из Афганистана».
Напомним, пишет kursiv.kz, недавно появилась информация, что на период вывода американских войск из Афганистана войска НАТО будут осуществлять транзит грузов, в том числе и через казахстанский порт Актау. Вместе с тем, из ответа американского посольства так и не стало понятно, возможен ли транзит военных грузов или речь идет только о продовольствии.