Вывод коалиционных войск из Афганистана затянется навсегда. Таким мнением в эксклюзивном интервью K-News поделился экс-сотрудник КГБ СССР, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Владимир Березовец. В начале ноября силовик посетил Кыргызстан с неофициальным визитом и согласился ответить на некоторые вопросы агентства.
Владимир Васильевич, на ваш взгляд, насколько долгим будет планируемый вывод коалиционных войск из Афганистана и чем это чревато для Центральной Азии?
Вывод коалиционных войск из Афганистана затянется навсегда. Причин для этого несколько, но самая главная – деньги. США закачало в эту войну слишком много средств, на фоне их проблем с экономикой и бюджетом этот момент становится еще тяжелее. Деньги налогоплательщиков нужно как-то отрабатывать. В Америке военно-промышленный комплекс имеет очень большое влияние на администрацию Президента. Поэтому военная экспансия в Афганистане будет всегда.
Не стоит забывать к тому же, что Америка – это всегда воюющая страна. Локальные войны дают отличное пространство для списания устаревшего оружия и испытаний нового. Если Россия утилизирует устаревающее вооружение, то США предпочитает бомбить им. Так в свое время Белград отбомбили, Ирак, Ливию и далее. В Сирии, к счастью, Россия крепко помешала им отработать свой сценарий. Как эта ситуация отразиться на Центральной Азии, сказать однозначно невозможно.
Сегодня во всем мире достаточно шаткая ситуация. Одно могу сказать точно: американцы уйдут из Кыргызстана, транзитная база в аэропорту «Манас» свернется – и это сто процентов. США будет отправлять живую силу и военные грузы через Румынию. Вместо единой базы в Центральной Азии они, скорее всего, при выводе войск из Афганистана, оставят так называемые «базы подскока». Они не знают, где будут воевать завтра, а чем больше мини-баз, тем легче воевать – на этом строится вся авиация и десант.
К вопросу о Сирийском конфликте. Сегодня ни для кого уже не секрет, что там воюет немало граждан из Центрально Азиатских республик, в том числе и из Кыргызстана. Война рано или поздно кончится. Не получим ли мы приток обстреленных террористов в свои республики?
Война в Сирии – это бизнес. Сирию буквально напичкали террористами и наемниками со всего мира. Это бизнес. Они бесконтрольно вооружены. Сегодня никто не знает, что с ними делать. Домой они не вернутся, поедут на «экспорт». Будут кочевать из страны в страну, делать революции, участвовать в войнах. Они слишком «засвечены», домой им пути нет, ведь спецслужбы то работают.
К слову о работе спецслужб. Как вы оцениваете их работу в свете последних событий в Волгограде?
Теракт в Волгограде был планируемый. И исполнительница, и ее муж были в разработке спецслужб. То, что смертница взорвала автобус – упущение спецов, это надо признать, на какие-то мгновения ее упустили из вида, из-под контроля.
Сегодня в России разработан закон, согласно которому родственники террориста несут соответственность и будут обязаны выплачивать материальный и моральный ущерб пострадавшим. Что вы думаете по этому поводу?
Мое личное мнение – это полная глупость. Надо знать Кавказ — закон не даст плюсов. «Своих» они не сдадут, а ответственность лишь загонит родственников в банды. Большей глупости придумать нельзя. Сегодня семья знает, что их сын, или муж в банде. Но не идет за ним, а если тронут семью, то они сами уйдут в банду. К тому же доказать связь родственников крайне сложно. На мой взгляд, отвечать должны террористы и те, кто их готовит, а не семьи.
Мы видим, что в целом ситуация с терроризмом становится из года в год тяжелее. Что вы, как специалист, можете рекомендовать в противостоянии с джихадистами?
Нужна всенародная бдительность и поддержка. У нас часто приводят пример, что в Германии соседи, что называется «стучат» в полицию друг на друга. У нас об этом говорят в негативном ключе. Я так скажу, наше общество должно работать так же бдительно, как в Германии. Это не «стукачество», а общественная безопасность, самоохрана. Помните взрывы жилых домов в Москве? Вот только тогда москвичи собрались воедино, начали проверять свои подвалы и чердаки, навешивать замки на двери, обращать внимание на подозрительных граждан.
В вопросе противодействия терроризму существенную помощь обществу и спецслужбам могут оказать и ветераны спецслужб. Сегодня многие профессионалы, вышедшие на пенсию, остались не у дел. Допустим, у нас в России у каждого губернатора один из замов занимается вопросами противодействия терроризму, но профессионалов среди них нет. Есть бывшие милиционеры, сотрудники МЧС, военные, а профессиональных антитеррористов нет.
В последнее время в России стали активно развиваться националистические движения. Недавняя ситуация в Бирюлево тому наглядный пример. Как вы считаете, несут ли националисты реальную угрозу для сегодняшней России?
Безусловно, развитие национализма – это реальная опасность. Власть должна задуматься над этим. Что помешает этим сколоченным группировкам повернуться и против государства? С другой стороны, нужно пересматривать и миграционную политику. «Закрывать» Россию для мигрантов нельзя. Я сам занимаюсь сельским хозяйством и скажу честно – у нас реально некому работать. Мигрантов нужно переводить в законное русло и все будет хорошо. Да и скидывать все на мигрантов из Центральной Азии нельзя. Допустим, Дагестан – это та же самая Россия, но внутренние мигранты оттуда зачастую ведут себя в Москве более нагло, чем «гости из Азии».
Нашим государствам следует более внимательно отнестись к этому вопросу, так как национализм и национальные чувства нередко используются сторонними силами, чтобы посеять вражду между республиками бывшего СССР. Допустить этого нельзя. Нас объединяет общая история, общие интересы, общие вопросы безопасности.