В конце прошлой недели в Бишкек прибыл заместитель председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Сергей Шаталов. Будучи координатором деятельности Банка по обеспечению управления средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ), зампредправления ЕАБР встретился с рядом руководителей Кыргызстана. А сразу после переговоров побеседовал с журналистом K—News. Редакция публикует первую часть интервью, в которой Шаталов рассказывает о проектах, которые Кыргызстан намерен реализовать за счет кредитных средств Антикризисного фонда.
Сергей Иванович, Вы буквально только что вернулись со встречи с премьер-министром Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиевым. О чем вы беседовали?
Основной темой нашей беседы стало обсуждение стратегии работы АКФ в Кыргызстане. Естественно, она включает конкретные инвестиционные проекты, которые важны для повышения благосостояния народа, для развития экспорта страны, для повышения устойчивости экономики страны перед кризисом.
Мы обсудили два инвестиционных проекта, которые 10 декабря выносятся на Совет АКФ, состоящий из шести министров финансов стран-членов АКФ. И мы надеемся, что получим по этим проектам, которые уже полностью готовы, поддержку со стороны Совета.
Первый инвестиционный проект, сумма финансирования которого составляет $ 60 млн, – это проект строительства сегментов дороги Бишкек-Ош. По нему Фонд будет сотрудничать с Азиатским банком развития. Второй проект — это поставки в Кыргызстан сельскохозяйственной техники, которую фермеры страны смогут брать в лизинг. Как мы знаем, сельскохозяйственный парк республики более чем на 90 % амортизирован.
Также мы с премьер-министром обсудили среднесрочную стратегию партнерства Фонда с Кыргызстаном. Она должна определить приоритеты сотрудничества на несколько лет вперед, как минимум, на три года.
Насколько мне известно, сейчас идет речь о четырех инвестиционных заявках от нашей республики. Вы озвучили лишь две…
Если говорить об инвестиционном сотрудничестве Антикризисного фонда, то процедуры Фонда таковы, что инвестиционная заявка проходит две стадии. Заявки, о которых говорил я, сейчас находятся на очень продвинутой – второй – стадии, то есть на стадии окончательного рассмотрения Советом. Третья заявка у нас на стадии предварительного рассмотрения, то есть на ранней стадии. И эта заявка – не от республики, это заявка частной российской компании, которая планирует создать в Кыргызстане современную инфраструктуру для экспорта качественной кыргызстанской плодоовощной продукции на рынки России и Казахстана.
А четвертый проект?
Это – очень большой проект модернизации Токтогульской ГЭС, в котором участвует Азиатский банк развития. Обсуждается участие других международных институтов развития. Но по факту, это еще даже не заявка, это лишь проявление интереса — пусть и значительного интереса — со стороны отраслевого министерства – Министерства энергетики Кыргызстана. Мы только-только начали обсуждать этот вопрос.
Токтогульская ГЭС имеет четыре турбины, стоимость каждой турбины $ 120 млн. Нам представляется, что модернизация Токтогула крайне важна для энергетической и экологической безопасности страны, для развития экспорта электроэнергии по любым направлениям, которые Кыргызстан выберет.
Это — проект, который может иметь значительное интеграционное звучание, потому что на Токтогульской ГЭС установлены турбины российского производства, то есть мы напрямую будем стимулировать увеличение торговых потоков между двумя нашими странами. Причем специалисты других международных банков развития считают, что технологические решения в гидроэнергетике, которые могут предложить российские поставщики, — одни из наиболее эффективных. Я думаю, что интеграционный эффект тут будет очень весом.
Мои слова не означают, что мы будем приглашать к сотрудничеству только российских поставщиков. Мы будем следовать нашей политике закупок, которые предполагают международные конкурсные процедуры, которые ничем не отличаются от процедур других международных банков.
Сергей Иванович, вернемся к уже «продвинутым» проектам. Кто будет строить дорогу юг-север? Это будут приглашенные из-за рубежа специалисты или все-таки предусматриваются места для наших граждан?
Мы исходим из того, что финансируемые Фондом инвестиционные проекты должны создавать рабочие места для граждан страны, где реализуется проект. Ведь наша главная задача заключается в том, чтобы тем объемом финансирования, который мы можем выделить той или иной стране, наиболее эффективно решить задачу, которая поставлена заказчиком. В данном случае заказчиком является Кыргызстан в лице правительства страны: если речь идет о дорогах, то это — Министерство транспорта и коммуникаций, если речь идет об энергетике, это — Минэнерго.
Закупку товаров и услуг в рамках наших проектов мы организуем на условиях международного тендера. Естественно, что компании, которые будут участвовать в этом международном тендере, будут привлекать местные трудовые ресурсы для того, чтобы эффективнее освоить выделяемые средства.
А касательно поставок сельскохозяйственной техники — какую часть парка страны планируется обновить?
Это очень интересный проект. Начать с того, что лизинг уже сам по себе очень привлекательный механизм. Фермеры даже в богатых странах, не говоря уже о Кыргызстане, не могут себе позволить купить комбайн за $ 50 тыс. Это дорого.
Несколько небольших лизинговых проектов другие партнеры Кыргызстана по развитию уже осуществили. В частности, в 2012 году в рамках турецкого кредита республика получила около $ 5 млн на лизинг техники. Наш проект побольше — мы выделяем Кыргызской Республике $ 20 млн на 20 лет. Эту сумму Министерство финансов распределит через «АйылБанк» между фермерами в виде кредитов, которые будут использоваться на лизинг техники.
Если говорить о потребностях республики в разнообразной сельхозтехнике, то она оценивается в десятки тысяч единиц. Понятно, что разом обновить весь парк мы не сможем, и речь идет о том, чтобы первоначально за эти $ 20 млн заменить лишь небольшую часть машин. Но здесь есть одна очень важная особенность: за период погашения кредита Антикризисному фонду, эти средства успеют сработать шесть раз.
В каком смысле?
Мы предоставляем Министерству финансов республики кредит сроком на 20 лет, он осваивается в течение первых двух лет. Из этих средств «АйылБанк» предоставляет субкредиты, которые имеют более короткий срок погашения, поскольку лизинговая техника начинает окупаться немедленно. Наша финансовая модель говорит, что благодаря такому обороту $ 20 млн в течение 20 лет фермеры получат в лизинг технику на сумму до $ 120 млн.
Что еще более важно, за счет процентов, получаемых с фермерских субкредитов, Минфин создаст свой собственный целевой фонд и уже из этого фонда продолжит лизинговое кредитование. Когда будет погашен взятый из Антикризисного фонда высокольготный кредит, вновь брать в долг у зарубежных кредиторов уже не нужно будет. У Минфина уже будет свой собственный целевой фонд. Прелесть проекта заключается в том, что мы создаем такой механизм, благодаря которому мы сами себя из бизнеса удаляем. Мы становимся ненужными.
А как насчет контроля использования кредитных средств АКФ — ведется ли он?
Да, несомненно. Отслеживание и контроль будут очень серьезными. Как я уже упоминал, у нас существует политика закупок, которая очень близка к политике старых международных институтов, доказавших свою эффективность. В первую очередь потому, что она опирается на конкурсы и является полностью прозрачной. Эта политика позволит нам тщательно отслеживать исполнение проектов. Мы будем регулярно публиковать информацию, будем проверять, у нас будут работать независимые аудиторы и, естественно, по результатам реализации каждого проекта также будет проводиться независимая аудиторская проверка.
Предусмотрены ли у Фонда какие-то инструменты влияния на те страны, которые кредит взяли, а погашать его не погашают?
Если говорить об инвестиционных кредитах, мы исходим из того, что они имеют значительный мультипликативный эффект и должны создавать финансовые потоки. Не в том смысле, что, если мы строим дорогу Бишкек-Ош, то она будет платной. Нет. Но она будет способствовать развитию предпринимательства, бизнеса. Здесь речь не только о транспорте, но и, скажем, о том, что по коридору дороги будет развиваться мелкое предпринимательство, сервис, фермеры будут иметь доступ к транспортной артерии, которая позволит им быстрее выводить свои товары на рынок — причем не только на кыргызский национальный рынок, но и на экспорт. То есть создаются значительные дополнительные экономические возможности. Эти новые предприниматели наполняют своими налогами бюджет, так что, в принципе, любой инфраструктурный проект должен приносить стране доход, который позволит ей выплачивать долг по кредиту. Это во-первых.
Во-вторых, условия кредитов для Кыргызстана очень льготные. У нас стандартные условия, которые похожи на условия Азиатского банка развития, Всемирного банка. Грантов АКФ не предоставляет, потому что так решили основатели Фонда – шесть министров финансов, да и сам Фонд не бесконечно богат, он не так уж велик — всего $ 8,5 млрд. Но кредиты у нас высокольготные. Любой кредит, если мы предоставляем его ниже рыночных условий, можно разбить на две части. Это — грант и коммерческий кредит. Грантовая составляющая для Кыргызстана у нас не менее 35 %, а по некоторым кредитам, мы думаем, эту долю можно будет и увеличить.
Кроме того, наша оценка долговой ситуации Кыргызстана сейчас такова: бремя задолженности республики находится во вполне комфортной зоне. Во многом это связано со списанием двусторонней задолженности России. Показатели долговой нагрузки Кыргызской Республики сейчас ниже, чем они были еще несколько лет назад. В таких условиях самым важным инструментом предотвращения долговых кризисов является ответственная политика кредитования со стороны партнеров-кредиторов, а со стороны правительства – ответственная бюджетная и макроэкономическая политика. Через нее вы создаете финансовые потоки, которые позволяют республике погасить долг.
Немаловажным является то, что одним из приоритетов властей Кыргызской Республики на среднесрочную перспективу является дальнейшее сокращение дефицита бюджета, что будет снижать зависимость от внешнего долга и увеличит платежеспособность страны.
Важно, что Правительство Кыргызстана такую политику выработало и проводит ее в жизнь. Нам представляется, что если она будет продолжена, то не будет речи о том, что есть долг и надо его прощать. Речь пойдет о том, что республика, безусловно, будет в состоянии погасить свою задолженность. Только сегодня мы с вашим министром финансов это обсуждали, и у нас есть полное понимание на это счет.
И последний – очень важный – момент: любое государство, которое относится ответственно к своим долговым обязательствам, имеет огромные преимущества в плане привлечения новых инвестиций. Мне довелось работать в некоторых государствах, которые регулярно объявляют дефолт и отказываются от погашения своих долговых обязательств. Именно эти страны имеют самый низкий объем прямых иностранных инвестиций.
Только проводя ответственную политику управления долгом, вы становитесь магнитом, который притягивает инвестиции в страну. Вы делаетесь интересными для инвесторов, которые видят в вас надежного партнера.