Высокие технологии отъема денег

Автор -

    На днях в отечественном сегменте фейсбука появилась любопытная запись. Одна из бишкекчанок пожаловалась на проблемы с кредиткой.

    «При обналичивании электронной карты в банкомате на улице со мной произошел следующий случай: на банкомате было установлено подозрительное оборудование, торчащее из отверстия ввода карт. Скорее всего, для считывания информации с карты. После активации карты, банкомат изъял у меня карту. В банке сказали, что они не устанавливали никакого оборудования. И заблокировали карту на неделю до выяснения обстоятельств. Будьте осторожны!», — обратилась к «френдам» девушка.

    То, почему в указанном ею банке эту информацию опровергли, сославшись на проведенную проверку и данные камер видеонаблюдения, – вопрос отдельный. Интерес в данном случае представляет другое «почему» — по какой причине «подозрительный» вид картоприемника не уберег девушку от пользования банкоматом.

    В наивном сознании кыргызстанского обывателя мошенничество все больше ассоциируется с эдакими грубыми копиями Остапа Бендера. Познакомиться, обаять и исчезнуть с энной суммой, выданной доверчивым гражданином в надежде получить те или иные блага – схема хоть и обидная, но стандартная и вполне «человечная». О видах мошенничества, связанных с цифровыми технологиями, у нас знают мало. А слово «скимминг» (считывание данных с чужих банковских карт с помощью специальных устройств – скимеров – для последующего дублирования карты и снятия денег с чужого счета) для рядового кыргызстанца и вообще пустой звук. Не составляют исключения, кстати, и сотрудники правоохранительной системы.

    «За 12 лет службы во внутренних органах, я слышу о таком виде мошенничества впервые. Ни разу не встречал, что бы обратились с заявлением по такому поводу», — говорит сотрудник МВД, попросивший KNews не раскрывать в публикации его личность.

    В Национальном банке Кыргызстана, напротив, сообщают, что, отслеживая по долгу службы новшества и события в области банковских платежных карт, о данном виде мошенничества информированы, но вживую – добавляют – никогда с ним не сталкивались.

    «В Национальный банк на регулярной основе поступают отчеты коммерческих банков о зафиксированных сомнительных операциях с банковскими картами. По результатам анализа данной отчетности, на территории нашей страны до настоящего времени не было зафиксировано случаев установки скимминговых накладок на банкоматы либо использования скимминговых устройств в торгово-сервисных предприятиях. Зафиксированные мошеннические операции связаны с несоблюдением держателями карт правил безопасности и нарушение условий договора с банком, выдавшим им карту (не ограничен доступ к платежным картам для третьих лиц, не обеспечена конфиденциальность и сохранность ПИН-кодов, несвоевременное уведомление своего банка об утере карты), либо компрометацией данных банковских карт за пределами Кыргызстана или в результате попытки оплаты за товары/услуги держателями карт на сомнительных интернет-сайтах», — ответили в НБКР на запрос KNews.

    Между тем, в более развитых странах, этот термин (который, к слову, в переводе с английского означает «снимать сливки») хорошо знаком – и далеко не только банкирам. К примеру, в США в 2012 году число случаев скимминга увеличилось на 26 % по сравнению с годом 2011. Доля же этого вида мошенничества в структуре всех мошеннических действий с картами банков в Штатах достигла в прошлом году 46 %.

    «За рубежом скиммеры появились давно и развит этот «бизнес» очень хорошо. У нас, в Кыргызстане, таких случаев крайне мало, но они есть. Когда мы работали в «Азия Универсал Банке» («АУБ»), несколько раз сталкивались со скиммингом. Тогда у нас не было ни особого опыта борьбы с ним, ни технических ресурсов, а потому мы просто блокировали карты и подавали заявления в милицию. Правда, насколько я знаю, ни одно из наших заявлений так и не было расследовано. Те накладки на картоприемник, что мы изымали, были сделаны достаточно грубо. Любой пользователь банкомата, решив присмотреться, мог бы понять, что это что-то не родное стоит на банкомате», — рассказал бывший начальник отдела информационной безопасности «АУБ» Кубанычбек Закенаев.

    Современные скимминговые устройства обнаружить, кстати, намного сложнее. Они настолько точно повторяют детали банкомата – картоприемник и клавиатуру – что на первый и даже на второй, и на десятый, взгляд заметить что-то подозрительное сложно. Впрочем, шанс понять натуральное ли перед тобой оборудование или «нарощенное», наоборот довольно легко – достаточно, так скажем, подергать. Банкомат, понятное дело, делается на совесть, а потому если все его части «натуральные», то и вреда от таких действий не будет, а вот если скимминговая накладка все-таки имеет место присутствовать, то и снимется она от даже небольшого усилия.

    «Обычно мошенники крепят скиммеры на клейкую ленту, чтобы не возникало сложностей с «демонтажем» устройства, а сами злоумышленники всегда находятся неподалеку. После того, как клиент банка воспользуется кредиткой и накладка считает данные пластиковой карты, мошенник оперативно снимает оборудование. Поэтому когда пользуетесь услугами банкомата, не стесняйтесь оглядеться вокруг – не маячит ли кто подозрительный на горизонте», — советует Кубанычбек Закенаев.

    Свои рекомендации дают и сотрудники милиции, которые, несмотря на отсутствие опыта в расследовании такого рода преступлениях, обещают в случае необходимости не оплошать. В конце концов, уточняют в органах ВД, банкомат всегда можно изъять, вскрыть, исследовать на наличие отпечатков, и проверить записи видеонаблюдения.

    Поделитесь новостью