Борьба с коррупцией: итоги 2 лет

Автор -
554

    Со времени вступления в должность президента Алмазбека Атамбаева прошло уже два года. За это время произошло немало важного, и, пожалуй, самый большой резонанс вызвали уголовное дела в отношении бывших и настоящих чиновников и депутатов.

    Что стало с обвиненными в коррупционных преступлениях политиками? Какие дела доведены до логического конца? Кому удалось избежать ответственности? И, наконец, главный вопрос – стало ли в Кыргызстане меньше коррупции? KNews представляет обзор самых громких уголовных дел, связанных с коррупцией, за последние 2 года.

    Экс-министр социального развития Равшан Сабиров

    4 июля 2012 года сотрудники Антикоррупционной службы ГКНБ при получении взятки задержали помощника министра соцразвития Равшана Сабирова. Помощник рассказал следствию, что требовал взятку по приказу министра. Бишкекский городской суд 7 марта приговорил Сабирова к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества с содержанием в колонии строго режима, Верховный суд Кыргызстана оставил в силе это решение.

    Экс-министр энергетики и промышленности Аскарбек Шадиев

    В сентябре 2011 года «Электрические станции» завезли на ТЭЦ Бишкека уголь с Куланского месторождения Казахстана. Топливо имело повышенный радиоактивный фон. Позже другие партии угля были обнаружены в соцучреждениях Чуйской области. В связи с завозом угля к ответственности привлекли министра энергетики и промышленности Аскарбека Шадиева, его экс-заместителя Кайрата Джумалиева, начальника управления таможни Аскара уулу Мирлана. Им вменялась халатность. Гендиректора ОАО «Электрические станции» Амана Тентиева обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями.

    Первомайский районный суд Бишкека 27 июля 2012 года оправдал всех чиновников, обвиненных в завозе радиоактивного куланского угля

    Экс-директор Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при правительстве КР Учкунбек Ташбаев

    Год назад Антикоррупционная служба ГКНБ задержала Учкунбека Ташбаева. Экс-главе Госгеологоагентства и еще 11 членам межведомственной комиссии, которые одобрили в июне 2012-го продление лицензионного соглашения ОсОО «Кутисай Майнинг», были предъявлены обвинения в злоупотреблении должностным положением и незаконном использовании служебного положения при осуществлении лицензионно-разрешительной деятельности. Дело поступило в суд весной этого года, рассматривать его начали только летом, суд продолжается. Все это время Ташбаев сидит в СИЗО ГКНБ.

    Экс-директор Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам Ишимбай Чунуев

    Еще один глава Госгеологии обвиняется по статье 304 «Злоупотребление должностным положением» УК КР. Чунуев проходит по двум уголовным делам, одно из которых связано с деятельностью ОсОО «Таш булак Шаба», а второе – с ОсОО «Кумбель ЛТД». По фирме «Кумбель» история заключалась в следующем: один из учредителей компании умер, но, несмотря на это, Госгеология выдала лицензию именно этому человеку. Вместе с тем, в списке учредителей «Кумбель ЛТД» есть и жена Чунуева. В данный момент оба дела находятся в суде.

    Экс-министр природных ресурсов Замир Эсенаманов

    В 2011 году комиссия по недропользованию во главе с экс-министром природных ресурсов Замиром Эсенамановым незаконно выдала 4 лицензии на каменноугольное месторождение «Кок-Жангак» без соответствующего решения правительства. 16 апреля этого года экс-министра задержали, в отношении него и других должностных лиц возбуждено уголовное дело по статьям 304 «Злоупотребление должностным положением» и 307 «Незаконное использование служебного положения при осуществлении лицензионной деятельности» Уголовного кодекса КР. В августе Первомайский районный суд оправдал экс-министра природных ресурсов. Сейчас дело находится на рассмотрении суда высшей инстанции.

    Депутат Исхак Пирматов (Республика)

    30 декабря 2011 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении парламентария из-за использования коррупционных схем в бытность его главой правления ОАО «Кыргызнефтегаз». По данным следствия, с 2008 по 2010 годы Исхак Пирматов продавал горюче-смазочные материалы аффилированным с ним лицам по заниженным ценам. Ущерб от этой схемы составил около 258 миллионов сомов. 28 марта 2012 года большинством голосов депутаты Жогорку Кенеша не дали согласие на привлечение к уголовной ответственности Исхака Пирматова.

    Экс-мэр Бишкека Нариман Тюлеев (Ата-Журт)

    Депутат от фракции «Ата-Журт», бывший мэр Нариман Тюлеев был задержан 21 июня 2012 года в собственном доме. Его обвинили в том, что он причинил ущерб государству в $1 миллион 400 тысяч путем платной доставки 200 автобусов из Китая. В Генпрокуратуре утверждали, что по документам доставка автобусов должна была производиться за счет продавца. Депутат был водворен в СИЗО ГКНБ. Позже Генеральная прокуратура возбудила новое уголовное дело по факту выявленных нарушений при подготовке, подписании и исполнении в 2008 году договора поставки мусороуборочных автомашин, а также по факту незаконной продажи здания бывшего детского сада.

    Бывший мэр Бишкека Нариман Тюлеев приговорен Ленинским районным судом Бишкека к 11 годам лишения свободы за коррупцию, с отбыванием наказания в колонии усиленного режима и с конфискацией имущества. Еще пятеро человек, проходившие по делу о коррупции в Бишкеке, приговорены к различным срокам отбытия наказания – от пяти до 13 лет. Приговор был обжалован, дело сейчас рассматривается в городском суде.

    Депутат Нурлан Сулайманов (Ата-Журт)

    Уголовное дело возбуждено по все той же статье — «Злоупотребление служебным положением» Уголовного кодекса КР. В бытность  министром транспорта и коммуникаций, Сулайманов создал условия для получения выгоды и разных преимуществ компанией «ДорМашКомплект». Фирма поставляла дорожно-строительную технику и эксплуатационное оборудование для ремонта автотрасс Кыргызстана. Услуги компании на сумму 249 млн 675 тыс. сомов оплачены из бюджета Кыргызстана. Когда на депутата завели дело, он сбежал в Москву, где, видимо, до сих пор и находится.

    Экс-депутат Садыр Жапаров (Ата-Журт)

    В сентябре прошлого года Жапарова обвинили в содействии захвату имущества семьи экс-президента Курманбека Бакиева во время апрельской революции 2010 года. Уголовное дело возбуждено по фактам мошенничества, незаконной приватизации здания в Бишкеке. По версии следствия, здание Садыр Жапаров приватизировал совместно с сыном депутата Туратбека Мадылбекова (Ата-Мекен). Жапаров все-таки получил судимость, но совсем за другое – митинг 3 октября и прыжок через забор «атажуртовцам» не сошли с рук.

    Депутат Ахматбек Келдибеков (Ата-Журт)

    Это самое последнее задержание, вызвавшее большой резонанс. В отношении Келдибекова возбуждены уголовные дела по статьям 303 часть 1 «Коррупция», 304 часть 4 «Злоупотребление должностным положением». Экс-спикера обвиняют в необоснованном расходовании средств Соцфонда на более чем 21 млн. сомов в 2005 году, незаконном учреждении должности спецпредставительства Жогорку Кенеша в международных парламентских организациях, на содержание которого было израсходовано около 10 млн. сомов из республиканского бюджета и др. Октябрьский районный суд Бишкека избрал меру пресечения для Ахматбека Келдибекова в виде содержания в СИЗО ГКНБ сроком на два месяца.

    Это задержание не дает покоя стране все последние дни – тысячные митинги в Оше, попытка захвата здания администрации области, угрозы сторонников депутата в адрес властей.

    «Все они с оппозиции»

    «Мы начали беспрецедентную борьбу с коррупцией», — сказал в конце ноября, после задержания Келдибекова, на заседании Жогорку Кенеша спикер Асылбек Жээнбеков (СДПК). На его заявление депутат Алтынбек Сулайманов (Республика) заявил, что борьба с коррупцией ведется, но все уголовные дела возбуждены только в отношении парламентариев из оппозиции. «С кем еще ведется борьба? Все они с оппозиции. К кому еще предъявлены обвинения? Или до депутатов коалиции очередь потом дойдет?», — вопрошает парламентарий.

    И вот спустя неделю возбуждают дело в отношении самого непопулярного в истории Бишкека мэра Исы Омуркулова. Градоначальника подозревают в незаконном утверждении границ парка имени Даира Асанова — площадь парка уменьшена на 14,22 га. Одни начали заявлять, что это дело – переломный момент в борьбе с коррупцией, другие же смотрят на него скептически. Например, политолог Марат Казакбаев  назвал это «реверансом властей сторонникам Ахматбека Келдибекова». А по мнению экс-секретаря Совета безопасности КР Мирослава Ниязова, «главное – довести дело до конца, а сам факт его возбуждения еще ничего не значит».

    Он также отмечает, что односторонность борьбы с коррупцией очевидна: дома, построенные Госдирекцией по восстановлению юга, разрушаются, при этом никто не наказан, а фирма брата вице-премьер-министра Тайырбека Сарпашева постоянно выигрывает гостендеры, но члена правительства от должности не отстраняют.

    «Мы, кыргызстанцы, являемся единственной страной в мире, в которой есть статья «коррупция». Ни в одном законодательстве мира нет такого преступления, ибо это явление. И если мы не поймем природу коррупции, мы ее никогда не победим – это первое. Второе – борьба с коррупцией предполагает, прежде всего, чистоту самой власти. Если она одну сторону сажает, привлекает к какой-то ответственности, но при этом продолжает сама паразитировать и заниматься коррупционными делами, как это происходит сейчас, то это не борьба с коррупцией, а борьба с конкурентами, точнее с оппозицией», — сказал в разговоре с KNews Ниязов.

    По словам Ниязова, для борьбы с коррупцией нужна политическая воля, гражданская воля и механизм борьбы. «У нас политическая воля носит больше декларативный характер, потому как сами чиновники замешаны, причем открыто, в коррупционных делах. Гражданская воля такова, что она проявляется в цикличном характере, периодически, но она имеет место. А что касается механизма борьбы с коррупцией, так вот, в Кыргызстане нет такого».

    О тщетности борьбы с коррупцией говорят и результаты исследования Transparency International: по сравнению с прошлым годом индекс восприятия коррупции (ИВК) Кыргызстана в рейтинге не изменился. Республика вновь набрала 24 балла из 100 возможных (где 0 баллов означает самый высокий уровень коррупции, а 100 – самый низкий). Это значит, что ситуация с уровнем коррупции в стране за год лучше не стала.

    «Посадками не обойдешься»

    Как бы там ни было, но столько громких задержаний и уголовных дел, сколько было за последние годы, кыргызстанцы еще, пожалуй, не видели. Главный вопрос – доведут ли их до логического конца, потому что у нас даже самые громкие уголовные дела, возбужденные против чиновников, нередко рассыпаются в суде.

    По мнению консультанта по модернизации государственного управления Азамата Аттокурова, коррупция в КР действительно ощущаемо сократилась, но на это влияет больше не личность президента и его действия, а парламентская система.

    «Усилился взаимный контроль — фракции парламента контролируют исполнительную власть и друг друга. Парламентская система показывает, что она необходима. Да, это первый опыт, но если мы сохраним эту систему, в дальнейшем она будет развиваться и улучшаться. Что касается борьбы с коррупцией, мы видим привлечения к ответственности, задержания, но это не есть эффективная работа. По моему мнению, первые шаги в этом направлении делаются только сейчас с указом президента (12 ноября Атамбаев подписал указ «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» — прим. ред.). Президент понимает, что только этими  посадками не обойдешься, надо проводить системную работу. Поэтому создана рабочая группа Совета обороны, которая непосредственно будет бороться с системной коррупцией», — резюмирует Аттокуров.

    И глава государства, и глава правительства, несмотря на митинги сторонников задержанных политиков, продолжают стоять на своем – борьба с коррупцией будет вестись, несмотря на сложность и тернистость этого пути. Только сегодня Жанторо Сатыбалдиев провел встречу на эту тему с секретарем Совета обороны Бейшенбаем Жунусовым.

    «Сегодня у руководства страны имеется серьезная политическая воля в вопросе реальной борьбы с коррупцией. И в этом направлении работа будет вестись, несмотря на то, какой пост занимает или политический вес имеет человек, попавший под подозрение следственных органов. В борьбе с коррупцией общество давно ждало от власти перехода от слов к реальным делам. Мы должны сделать так, что бы коррупционеры и казнокрады осознавали неотвратимость наказания», — сказал Сатыбалдиев.

    Кыргызстанцам же остается, как всегда, одно – надеяться, что это не очередные пустые обещания властьимущих.

    Поделитесь новостью