Бюджет Кыргызстана на 2014 года может быть увеличен еще на 2 млрд сомов – Курманбек Дыйканбаев

Автор -
656

    Сегодня в Жогорку Кенеше во втором чтении будут рассматривать проект республиканского бюджета на 2014 год и прогнозы на 2015-2016 годы. Документ был одобрен в пером чтении со следующими параметрами: общие доходы — в сумме 107 млрд 130 млн сомов, расходы – 102 млрд 899 млн сомов.

    Исполняющий обязанности председателя Комитета по бюджету и финансам Курманбек Дыйканбаев (Республика) в интервью KNews рассказал о том, какие недостатки имеет документ и что планируется в нем изменить.

    Курманбек Сапарович, в общих чертах, каким Вы находите бюджет 2014 года?

    Я считаю, что недостаток республиканского бюджета на 2014 год в том, что он слишком социально-ориентированный. Приоритеты бюджета не совпадают с целями программы по переходу к устойчивому развитию на 2013-2017 года, в которой много инвестиционных проектов, и они должны финансироваться. В бюджете 2014 года есть риски, связанные с работой Кумтора, кроме этого, мы сильно зависимы от донорских поступлений, которые могут дать денег, а могут и не дать. И если дают, то в конце года, когда средства уже зафиксированы в бюджете с начала года.

    Кроме того, этот проект бюджета сформировали несвоевременно, была нестыковка с мнением Счетной палаты. Поэтому во втором чтении будет очень много вопросов по неучтенным ресурсам.

    А какие именно это ресурсы?

    Общая сумма по неучтенным ресурсам по предварительным расчетам Счетной палаты составляет 4 млрд 71 млн сомов, это очень большая сумма. Из них часть уже была включена в бюджет 2013 года при внесении последних изменений, часть правительство по своей инициативе включила в проект бюджета 2014 года. Осталось 2 млрд 110 млн неучтенных средств, мы рассмотрели этот вопрос совместно с Минфином и Счетной палатой и предложили включить эти средства в доходы бюджета 2014 года.

    Кроме этого, я считаю, что можно сократить некоторые расходы, например, транспортные траты, командировки, коммунальные слуги, прочие расходы. Если сократить эти статьи на 10 %, то сэкономим порядка 700 млн сомов, а если сократить еще больше, то можно сэкономить и 1,5 млрд. Здесь вопрос стоит в том, что выделенные средства используются не совсем эффективно.

    Также на следующий год хорошие прогнозы относительно новых объектов – это месторождения «Иштамберды», «Талдыбулак Левобережный», это около 300 млн дополнительных доходов, доходы ожидаются и от нового нефтеперерабатывающего завода в Кара-Балте. По данным Генпрокуратуры, от приватизации гособъеков сейчас в Нацбанке находится 12 млн 384 тыс. долларов и 2 млн 904 сомов. Эти деньги можно использовать в следующем году.

    В следующем году можно ожидать и поступлений от правоохранительных органов от борьбы с коррупцией. В этом году они хорошо поработали, дали около 1 млрд сомов, хорошо сработали Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями, АКС ГКНБ, Генпрокуратура, МВД. Это неплановые поступления, борьба с коррупцией дает результаты, в следующем году может поступить такая же сумма.

    То есть Вы не разделяете мнения некоторых депутатов о том, что бюджет сильно сократится из-за вывода ЦТП «Манас», проблем с Кумтором и неэффективным сбором налогов?

    Я так не думаю, у нас есть новые источники доходов, но над ними нужно работать. Кроме того, что я назвал выше, нужно еще устанавливать тарифы на вывоз руды из Кыргызстана, выводить из тени экономику. Нужно хорошее администрирование.

    Кроме этого, нам нужна реформа в госорганах, необходимо прописать, за какую функцию чиновники получают зарплату за счет налогоплательщиков. Например, у вас, журналистов, все прописано конкретно, пишешь новость – получаешь деньги, а в государственной системе такой четкости нет. Есть дублирование между министерствами и ведомствами, аппаратами, их не должно быть. У нас столько структур, 3 ветви власти, Аппараты президента, правительства, Жогорку Кенеша, областные, районные суды, местные администрации, айыл-окмоту, не говоря уже о различных комитетах, инспекциях, фондах и так далее. Возникает вопрос, нужно ли нам столько чиновников и можем ли мы их всех содержать. Есть такие айыл-окмоту, которые разделяет одна улица, можно же объединить их и получить качественные услуги. Пока не будет такой реформы, нам все время будет не хватать денег, все время будем говорить, что власть плохая.

    У меня есть надежда, что будет выделяться больше денег на развитие. Сейчас у нас мало денег выделяется на развитие, больше социально-ориентированный бюджет. А это не хорошо, мы из года в год попадаем в кабалу. Чтобы повышать пенсии и пособия нужно развивать экономику, у нас нет никакого производства.

    А готово ли государство сегодня сократить социальные расходы и начать развивать экономику, например, построить завод?

    Конечно, совсем убрать социальные расходы нельзя, но их можно существенно сократить. Например, при общественном обсуждении проекта бюджета гражданский сектор предлагал провести пенсионную реформу. У нас сейчас большая разница в размерах пенсий, есть те, кто получает по 60-70 тыс. сомов и те, кто получает мизер. Или те же пособия афганцам, есть такие, у кого руки, ноги целы, живут в особняках, являются директорами крупных компаний, сами имеют возможность помогать малоимущим, но получают пособия по 7 тыс. сомов, среди них даже есть депутаты. Мы должны от этого уходить. Это тоже экономия.

    Наверное, в этом году вносить эти изменения уже поздно? Будет ли принят проект бюджета в таком виде, как он есть сейчас? И успеет ли Жогорку Кенеш принять его до Нового года?

    Но это все можно учесть при составлении бюджета на последующие годы. Что касается того, будет ли документ принят в данном виде, это все зависит от Жогорку Кенеша. Но какой бы бюджет ни был принят, у правительства есть законное право дважды в год вносить изменения и дополнения. Профильные комитеты парламента предложили внести изменения в расходную часть на 19 млрд сомов. Перед правительством стоит задача выполнить эти предложения, они могут быть исполнены в течение года путем внесения соответствующих поправок. Мы надеемся, что правительство успеет учесть рекомендации до Нового года, и мы сможем принять документ.

     

    Поделитесь новостью