В интервью K—News председатель городского кенеша Бишкека Марат Аманкулов подвел итоги этого года, рассказал, какие решения были самыми важными, чего добиться не удалось, а также о том, что горкенеш планирует сделать в следующем году и хочет ли он стать мэром.
Уже подходит к концу 2013 год, как Вы оцениваете деятельность горкенеша за это время? Добились ли, на ваш взгляд, депутаты поставленных целей?
Я считаю, что 2013 год в целом был успешным как для мэрии, так и для Бишкекского горкенеша. Во-первых, было проведено 8 сессий, принято более 60 постановлений, которые должны повлечь позитивные изменения для города. Город живет по тем правилам, постановлениям, решениям, который принимает горкенеш. Поэтому очень важно принимать эффективные положения, которые регулируют нашу жизнедеятельность.
Какие решения были самыми важными?
Начнем с самого начала — при принятии бюджета — это главный финансовый документ, который мы принимаем ежегодно, мы провели общественные слушания, и мы постарались максимально учесть все пожелания и предложения.
Во-вторых, мы заложили средства на создание плана детальной планировки (ПДП) Бишкека – это было одно из самых важных политических решений. Действующий ПДП был принят в 1994 году, он уже морально устарел. И сегодня наиострейшая проблема в городе — это существующий хаос в градостроительной политике, а чтобы решить ее, нам нужен ПДП, где будет все расписано – где должен стоять жилой дом, где спортзал, где стадион, где детская площадка. Мы заложили в бюджет 10 млн сомов на разработку плана центральной части города, но этот вопрос немного затянулся, уже год прошел, и только в этом месяце был проведен тендер на определение подрядчика. Слава Богу, хоть это сделали. Как только начнется работа, мы буквально в каждом районе поквартально пройдем и устроим слушания на местах, покажем, что предлагает разработчик, выслушаем мнения горожан, с учетом этого вернемся на доработку и принятие ПДП.
Также на предпоследней сессии мы подняли вопрос об исполнении 330-го постановления, на основании которого все детские игровые площадки должны были перейти на баланс МТУ. Потому что сейчас у нас складывается такая ситуация: де-факто площадки существуют десятилетиями, а де-юре они часто нигде не зарегистрированы – в соответствии с архитектурными документами это просто пустая земля, которую можно отдать в аренду, под капитальное строительство и так далее, чем иногда и пользуются некоторые чиновники. Аналогичный вопрос существует и по школьным и дошкольным учреждениям — из 100 школ на сегодня только 3 имеют четкие границы, закрепленные документально. В связи с этим мы дали поручение мэрии до конца первого квартала завершить эту работу и отчитаться. И я не удивлюсь, что при оформлении границ окажется, что на территории некоторых школ уже построены какие-то объекты. Если мы сейчас не будем за это биться, то к концу нашего созыва делить уже будет нечего.
Кроме того, было много жалоб от горожан на работу компьютерных клубов: дети вместо школы идут в клубы, деньги, которые им дают на питание, они тратят там, некоторых это толкает на школьный рэкет, само содержание этих игр очень жестокое, да и из интернета можно получить информацию, для детей совсем непредназначенную. Удручает и тот факт, что нет ответственности не только клубов, школ, участковых, но и родителей. Поэтому мы выбрали предложение, в котором ни в коем случае не ставим ограничение работы клубов, а только говорим о необходимости регулировании их работы.
Одно из последних политических решений – на последней сессии нами был объявлен мораторий на выделение земель под строительство АЗС в Бишкеке. Я вообще не сторонник различных запретов, но здесь мы вынуждены были пойти на такой шаг, потому что ситуация действительно выходит из-под контроля. Земли у нас в городе уже осталось мало, любое выделение под АЗС скорее всего будет с нарушением, особенно в центральной части города. В связи с этим мы ввели мораторий на 5 лет, но сделали такое поручение — в апреле рабочая комиссия предложит нам новое постановление с учетом мнений всех заинтересованных сторон.
Также у нас была создана комиссия по изучению вопросов земель, парков, и первый положительный результат – Березовой роще мы придали статус свободной от застроек. Сейчас есть предложение придать такой же статус парку, который находится на пересечении улиц Чапаева и Айни. Думаю, на январской-февральской сессии пакет документов будет готов, сейчас депутаты над этим работают. Вообще перед этой комиссией стоит задача встать на защиту не только парков, не только скверов, но и буквально каждого дерева. Город должен расти в высоту, ширину, но места общественного пользования, зеленые насаждения ни в коем случае не должны затрагиваться.
Еще одно важное решение — постановление о распределении маршрутов города Бишкека на основе открытого конкурса. У нас действительно в этом секторе не все благополучно, очень много жалоб от горожан на качество услуг, предоставляемых перевозчиками.
Также был принят мораторий на переименование улиц. С чем это связано — да, у нас есть много выдающихся деятелей, в последнее время появилось много достойных героев, и очень много предложений о переименовании улиц. Но ведь названия улиц — это история города, это свой колорит. Я считаю, нам надо немного успокоиться после всех политических событий и вернуться к этому через 5 лет.
Что горкенеш сделать не успел? Остались ли какие-либо недочеты?
Был принят закон «О статусе столицы». Я считаю, что два основополагающих момента, которые придавали бы нашей столице какой-то статус, депутаты Жогорку Кенеша при принятии закона не учли.
Во-первых, это расщепление налоговых и неналоговых платежей, которые собираются на территории Бишкека. На сегодняшний день из всех средств, собираемых на территории города, нам оставляют 19 %. Для столицы это крайне мало. Из этой суммы, а в 2013 году она составляла около 6 млрд сомов, 80 % — это бюджет проедания (защищенные статьи). С таким бюджетом о развитии говорить сложно. Поэтому мы считаем, что необходимо нам оставлять 35 % — это примерно 10 млрд, в принципе, что ежегодно просит мэрия в соответствии с заявками бюджетных организаций. Да, я понимаю, что сегодня всем тяжело, что сегодня все кроме Бишкека сидят на дотациях. Но нам же нужен положительный пример, нам нужна точка прорыва. И если мы будем расщеплением оставлять эти деньги здесь, то у нас, естественно, пойдет планомерная работа: строительство социального жилья, ремонт дорог и т.д. Вот тогда Бишкек как локомотив за собой потащит все местное самоуправление, нужны будут рабочие руки, это будет хорошим стимулом для привлечения обратно тех мигрантов, которые уехали на заработки в соседние страны, улучшится инвестиционный фон, то есть экономика начнет двигаться.
Во-вторых, речь идет о делегировании государственных полномочий. В одном из первоначальных проектов закона был пункт о том, что мэр города назначает всех руководителей. Это тоже неправильный подход. Я рассматриваю делегирование полномочий не как назначение ради назначения, а как способ влияния на интегрирование органов госвласти и местного самоуправления. К примеру, сегодня нам часто жалуются, председатели МТУ, директоры школ, квартальные, что в глаза не видели своего участкового, потому что они каждые полгода меняются. И просят нас не менять их, а мы не можем на это повлиять.
Сегодня, к сожалению, закон принят без этих двух основополагающих. Он, по большому счету, не сильно отличается от закона о местном самоуправлении, никакого статуса Бишкеку он не придает.
Что не успели? Не успели план детальной планировки Бишкека начать разрабатывать. То, что сегодня мэрия в скором порядке под конец года провела тендер, определила подрядчика – я не считаю это эффективной работой. Они должны были сделать это еще летом, а сейчас уже должны были начать работу.
Как Вы думаете, в чем причина затягивания разработки ПДП?
Я не люблю комментировать чью-то работу, но как объяснял вице-мэр, создание техзадания для подрядчика заняло очень много времени. Но мне кажется, что это просто упущение, и этому вопросу было уделено недостаточно внимания. И потом, пока нет ПДП Бишкекглавархитектура, Госрегистр, мэрия могут принимать самостоятельные решения. Есть возможность, скажем так, для лавирования.
Когда будет четкий ПДП, перепрофилирование которого возможно только через горкенеш, будет хорошо и для бизнеса, и для жителей. Бизнесмен, участвуя в конкурсе на землю, будет точно знать, что там предусмотрено. Он будет брать участок с пониманием того, что завтра не придет никто из Главрхитектуры и не скажет: «извини, здесь, оказывается, нельзя бассейн, здесь нужно строить высотный дом».
Какие главные цели горкенеш ставит перед собой на следующий год? Какие вопросы планируется поднять?
Самое главное — обязательный контроль над исполнением принятых постановлений. Кроме этого, во-первых, нужно добиться разработки плана детальной планировки, во-вторых, я думаю, мы будем говорить с депутатами Жогорку Кенеша и предлагать внести изменения в закон о статусе столицы.
В системе столичного образования очень много проблем, и наша задача – помочь им в их решении. Мы должны пересмотреть принципы финансирования системы образования города Бишкека.
Скоро должны пройти выборы мэра столицы. Среди кандидатур на этот пост называют, в том числе, и Вас. Хотели ли бы Вы стать мэром?
Я хочу так сказать, что на сегодня предполагаемые кандидаты, которых обсуждают в интернете, это все предположения журналистов, общественности, официально пока ни одна фракция еще не выдвинула кандидата, это еще обсуждается. Я — член партии СДПК, у нас есть своя партийная дисциплина, и кого выдвинет партия, того, естественно, фракция будет поддерживать. Я могу сегодня однозначно сказать, что фракция выберет одного кандидата. Хотелось бы, чтобы это была кандидатура, которая не будет вызывать противоречия, чтобы как минимум коалиция большинства поддержала, а возможно, и оппозиция. Ведь у нас все-таки конструктивная оппозиция, надо отдать должное. И если поддержат все 4 фракции, было бы замечательно, значит, кандидатура действительно достойная.
И все-таки, если бы Вас выдвинули, Вы бы согласились?
Если партия доверит, то я справился бы с этой работой.
Многие активисты заявляют о необходимости прямых выборов мэра. Как Вы считаете, готов ли Бишкек к этому?
Мы и президента выбираем, и депутатов Жогорку Кенеша, и горкенеша. Скажем так, я не против прямых выборов, я не считаю, что это повлечет за собой негативные последствия. Но, во-первых, это финансовая нагрузка, у нас и так очень много выборов проходит. Если мы еще начнем выбирать акимов, мэров, у нас будут круглый год выборы. И это будет дополнительная нагрузка на бюджет. Готовы ли мы сегодня идти на это? Я также считаю, что горкенеш сегодня не тот, который был вчера, сегодня он сформирован по принципу парламентаризма — по партийным спискам. У нас действительно плюрализм мнений, действительно каждый вопрос проходит очень жесткое сито через все депутатские фракции. И нельзя сказать о том, что депутатам дадут какую-то кандидатуру сверху и все молча проголосуют. Все понимают, что сегодня кандидат должен вызывать доверие у всех фракций. И сегодня для престижа партии, для ее рейтинга среди электората, каждая партия будет относиться к этому очень серьезно. Поэтому, я считаю, выборы мэра через горкенеш будут не менее сложными, нежели через прямые выборы.
О нарушениях в сфере выдачи земельных участков на территории парков говорилось немало. Звучат мнения, что после разработки ПДП все незаконные постройки и незаконно проданные земли в парковых зонах уже не вернут городу. Что в этой связи планирует делать горкенеш?
Это очень сложный вопрос, нужно рассматривать каждый объект в отдельности. Поэтому ПДП мы будем обсуждать с горожанами, свои предложения сформулируем подрядчику. Но нужно не забывать и об инвесторах. Сегодня они нам необходимы. Что под этим подразумевается? Для серьезного инвестора нужно создать четкие и понятные правила, чтобы вступая в отношения с нашим муниципалитетом, он знал все правила. К сожалению, у нас сейчас такая ситуация, что инвестор, покупая землю, считай, кота в мешке берет.
Количество транспорта в Бишкеке растет с каждым днем, горкенеш планирует принимать какие-то решения по ситуации на дорогах?
Да, я с вами согласен, особенно в последнее время очень сложно стало перемещаться, особенно в час пик, куда раньше доезжал за 15 минут, теперь нужно закладывать 30-40 минут. Нам, конечно, нужны эстакады, центральную часть надо разгружать и пробивать тупиковые улицы, чем мэрия и занималась в последнее время. Нужно вымещать из центральной части города маршрутки, увеличивать число муниципального транспорта. У нас сейчас порядка 140 автобусов стоят на ремонте. Это не хорошая тенденция и надо рассмотреть пути устранения данной проблемы.
У нас есть понимание разрешения ситуации на дорогах, здесь нужно только финансовое обеспечение. В этом году было выделено 30 млн долларов с турецкого кредита на эти цели. На след год, если будет финансовое обеспечение, то будет и хороший план работы. Но опять же, все упирается в деньги.
Довольны ли депутаты горкенеша, и Вы в частности работой мэрии? Есть ли недочеты, стоит ли что-то менять в работе муниципалитета?
Не хотелось бы никому портить настроение, но, тем не менее, есть как плюсы – строительство дорог, так и минусы – администрирование. Я считаю, есть недочеты в различных областях. И есть, скажем так, поле для деятельности. Да, нужно что-то менять, сейчас наша комиссия разработала стратегию развития города, мы изучаем ее, думаю, на январской-февральской сессии мы будем ее принимать. Нужна четкая программа, для того чтобы мэрия двигалась в нужном направлении. Тогда будет понятно и тогда уже можно будет давать эффективную оценку.