Нурзина и Тахмина очутились в таласском интернате для умственно-отсталых детей три года назад. Туда их сдала собственная мать, сделала это по ошибке.
О том, что Таласская вспомогательная школа-интернат набирает детей с физическими недостатками, Бахира Кобоева узнала от сотрудников интерната, которые ходили по селам и буквально зазывали к себе в феврале 2010 года.
На тот момент Кобоева находилась в очень трудной ситуации – у нее умер муж, работы в селе не было, нужно было где-то искать заработок, чтобы содержать четверых детей. В это же время в Таласе набиралась группа кыргызстанцев для работы в Астане. Нужно было решать с кем оставить детей и тут, как нельзя кстати, появились сотрудники интерната, обещавшие полный уход за детьми. У старшей девочки Тахмины врожденный дефект правой руки – сращение и недоразвитие четырех пальцев. Мать решила, что на время ее отсутствия обеим девочкам лучше будет в интернате. Тем более соседка также приняла решение на время рабочей поездки отдать свою дочь в тот же интернат.
Бахира уехала в Казахстан на работу и поняла, куда попали ее дети лишь после того, как спустя некоторое время попыталась забрать их обратно домой.
Первое, что удивило женщину – это ее заявление о принятии детей, которое она не писала. В документе значится, что мать присутствовала на медицинской комиссии детей, чего фактически не было. Диагноз «умственная недостаточность» девочкам поставили заочно.
«Орус-эже, которая была в комиссии, сказала мне, что я должна учиться в своей сельской школе, а не здесь. На следующей неделе снова была комиссия и туда вместо меня зашла соседская девочка Кундуз Торокулова, ее принимала другая тетя», — говорит одна из дочерей Кобоевой — Тахмина.
По словам детей, больше с ними никто не разговаривал, ни к каким врачам не вызывал.
Удивительно, но чтобы зачислить детей в интернат, от женщины не требовалось никаких усилий, сотрудники согласились даже забрать детей самостоятельно, так как у мамы не было денег на дорогу. Бахира Кобоева была вынуждена срочно вернуться из Казахстана и подать в суд для того, чтобы ей вернули дочерей. Согласно новому Кодексу о детях, в полномочия суда входит вопрос о пересмотре нахождения детей в интернатных учреждениях. И поскольку эта процедура еще не обкатана, то их адвокату придется убедить суд не только в том, что обе девочки умственно здоровы, но и в том, что именно суд должен решить их судьбу.
В настоящее время по вышеуказанным фактам возбуждено уголовное дело. Таласким РОВД ведется следствие.