«В 2000 году среднегодовой курс был на отметке 48,13 сомов за $1, в 2013 году – 49,25 сомов. За 14 лет номинальный курс изменился чуть больше на 1 сом», — сообщил на пресс-конференции заместитель председателя Национального банка КР Заир Чокоев во вторник.
По его словам, «на земном шаре вы не найдете ни одну страну, где бы вот обменный курс так себя стабильно вел».
«В этот период в Кыргызстане свершилось 2 революции, три мировых финансовых экономических кризиса. Центральный банк не дал в различных ситуациях обменному курсу резко обвалиться. Мы и дальше будем поддерживать обменный курс только в моменты резких колебаний. К примеру, Россия, Казахстан испытали гораздо более сильные потрясения от изменения обменных курсов. К примеру, если у нас обменный курс изменился на 2% в год, то в России это 7-8% в год, Казахстане – 5-6%», — заметил он.
Зампред НБКР отметил, что в 2013 году обменный курс вел себя достаточно стабильно.
«То, что сегодня происходит с обменным курсом, является мировой тенденцией и затронуло все страны мира. Нет ни одной страны в мире, где вопрос усиления обменного курса доллара США произошло не осталось. В России рубль гораздо быстрее, чем у нас ослабевает. И в этих условия Центральный банк России заявил, что он не будет сдерживать рубль от ослабления, и мы считаем, что это очень грамотная позиция банка. Потому что мы видели недавний пример Беларуси, где валюта страны стала ослабевать по отношению к доллару и была поставлена политическая задача по удержанию курса любым способом. Беларуси это обошлось потерей половины своих резервов, инфляция там достигала 160-180% в год. В таких условиях произошло очень резкое снижение жизненного уровня. Этот урок мы должны, особенно такие маленькие страны как Кыргызстан всегда помнить. За желанием удерживать курс стоит цена благосостояния народа», — пояснил Чокоев.
Другой заместитель главы НБКР, Абдыбалы тегин Суеркул заметил, что повышение курса долларов связано на увеличение спроса на американскую валюту.
«Центральный банк США поменял политику, путем свертки программы расширенной поддержки экономики, что привело к сокращению объема закупок ценных бумаг на рынке, что соответственно это оказывает определенное влияние на нахождение денежной массы в долларах США. Это увеличило спрос на доллары во всем мире. В этих условиях с осени прошлого года начали падать сырьевые валюты. Вначале это был австралийский доллар, потом канадский доллар и за ним последовали практически все валюты, в странных которых основной доход идет от сырьевых поставок. Российский рубль упал на 4%, турецкая лира на 10%», — добавил А.тегин Суеркул.