Одно решение Конституционной палаты способно отменить все судебные приговоры по самым резонансным делам последних лет. Об этом сообщается в заявлении депутата Омурбека Текебаева (Ата-Мекен), распространенном в среду.
«Конституционная палата Верховного суда Кыргызстана 13 января этого года тихо приняла решение, которое фактически ставит крест на всех усилиях власти по борьбе с коррупцией. Более того, данное решение способно отменить все судебные приговоры по самым резонансным делам последних лет. А если учесть, что по этим делам проходят в качестве обвиняемых либо сами Бакиевы и их приближенные, либо высокопоставленные экс-госчиновники, то напрашивается вопрос – неужели судьи Конституционной палаты пошли на сговор с преступниками?» — говорится в заявлении.
Началось все с обращения, который подал в Конституционную палату небезызвестный адвокат Икрамидин Айткулов как представитель обвиненного во взяточничестве судьи Октябрьского районного суда Бишкека Мамасадыка Абдыкалыкова. В апреле 2013 года судья Абдыкалыков был задержан с поличным, после получения взятки, что послужило основанием для согласия Совета судей Кыргызской Республики на привлечение его к уголовной ответственности. Президент отстранил этого судью от должности. Расследование данного дела было поручено Следственному управлению Государственного комитета национальной безопасности КР.
Адвокат Айткулов обжаловал в Конституционной палате решение генпрокурора передать дело в ГКНБ. И Конституционная палата выносит решение, согласно которому признает нормативное положение пункта 1 части 1 статьи 34 УПК, не соответствующим пункту 6 статьи 104 Конституции. Простыми словами, передача Генеральной прокуратурой уголовных дел о преступлениях, совершенных должностными лицами для дальнейшего расследования другим правоохранительным органам, незаконна.
«Таким образом, согласно этому решению получается, что в течение последних трех лет Генеральная прокуратура действовала вопреки Конституции? Ведь по многим громким коррупционным делам, в отношении должностных лиц, уголовные дела возбуждались и следствие осуществлялось другими правоохранительными органами.
Если раньше органы прокуратуры осуществляли уголовное преследование в отношении всех лиц, то сейчас они могут осуществлять уголовное преследования только в отношении государственных должностных лиц. Их обязанности ограниченны. Но это не значит, что уголовное преследование должностных лиц это исключительное, монопольное право органов прокуратуры. В отношении государственных должностных лиц может осуществляться уголовное преследование и другими правоохранительными органами. В соответствии со статьей 88 Конституции, «и правительство осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью, а также принимает меры по обеспечению национальной безопасности и правопорядка». И самое главное полномочия правительства не ограничены Конституцией. Наоборот, правительство осуществляет иные полномочия, которые могут быть увеличены. Потому что жизнь многогранна, появляются новые проблемы, вызовы и угрозы, ранее не знакомые, и в связи с этим правительство может получить себе дополнительные полномочия. То есть правительственные структуры могут и должны вести уголовное преследования без ограничений. В том числе государственных должностных лиц. К сожалению, Конституционная палата или по непониманию или имея определенные мотивы, цели и задачи, приняло неправильное решение», — считает Текебаев.
Согласно этому решению, расследования всех уголовных дел в отношении государственных должностных лиц, в том числе бывших чиновников, и по должностным преступлениям, должны производиться исключительно Генеральной прокуратурой, которая не может передавать эти дела ГКНБ, МВД или другим органам. Как известно, многие резонансные дела по коррупции или по злоупотреблениям, в отношении бывших и действующих госчиновников, возбуждались и велись органами ГКНБ, МВД, Финполицией и другими правоохранительными органами.
Теперь по логике Конституционной палаты все решения судов по этим делам считаются не законными и подлежат отмене. А преступники подлежат освобождению или оправданию, или дела должны быть закрыты. В частности, по убийству Медета Садыркулова были обвинены Жаныш и Курманбек Бакиевы. Теперь и по данному резонансному делу решение суда должно потерять силу, и убийцы, и заказчики убийства должны быть если не оправданы, то освобождены от уголовной ответственности.
Потому что следствие велось органами МВД и ГКНБ. Согласно нашему законодательству, любое решение, по которому преступник освобождается от ответственности или смягчающее его ответственность, имеет обратную силу.
По словам Текебаева, тот факт, что на прокуратуру возлагается уголовное преследование должностных лиц государственных органов (пункт 6 статьи 104 Конституции) не означает, что в отношении чиновников уголовные дела могут возбуждаться и вестись только Генеральной прокуратурой. Они могут возбуждаться другими компетентными органами, в зависимости от характера преступления.
«И то, что написано в Конституции, должно трактоваться не только буквально, а должно исходить из смысла, исторического опыта и судебно-следственной практики. Приведу пример. В Конституциях 1993, 2003, 2006 и 2007 годов, в статьях о полномочиях органов прокуратуры сказано: «органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование». То есть полномочия органов прокуратуры были шире, уголовное преследование осуществлялось не только в отношении государственных должностных лиц, а всех лиц. А в 2010 году мы немного ограничили. Если следовать логике Конституционной палаты, то все уголовные дела, которые были расследованы не Генеральной прокуратуры, а органами внутренних дел, ГКНБ, Финполицией и другими правоохранительными органами до 2010 года, должны считаться не законными. И решения по ним подлежат отмене по всем уголовным делам.
Во всех редакциях была одна формулировка. Получается все дела, расследованные не органами прокуратуры, признаются не соответствующими Конституции и все решения по ним подлежат отмене. Теперь представьте, сколько уголовных дел было рассмотрено в судах, начиная с 1993 года? Тысячи дел. И все они вне закона? Это же абсурд! Это может привести к катастрофе, хаосу правоохранительной системы. Неужели члены Конституционной палаты, когда рассматривали этот вопрос, не пролистали прежние редакции Конституций. Не поинтересовались, какая у нас была практика, что значит уголовное преследование», — говорит Текебаев.
По его мнению, вопрос выхода из ситуации сложный. Он в Конституции не предусмотрен. «И перед страной стоит дилемма: выполнить это явно нелогичное решение Конституционной палаты, которое приведет к катастрофе или найти другой выход? Я хотел бы призвать все общество обсудить этот вопрос и найти сообща правильное решение», — заключает депутат.