Право на правый

Автор -
886

Уже весной этого года в Кыргызстане могут запретить праворульные автомобили. Соответствующие поправки в закон, инициированные МВД республики, проходят общественные слушания в правительстве. А пока не утихают споры, на самом ли деле в стране есть необходимость вводить запрет на ввоз автомобилей с правым расположением руля или это очередная бессмысленная инициатива, которая не решит проблемы на дорогах.

Для начала необходимо разобраться, почему именно те машины, которые по карману большей части населения нашей страны, хотят запретить.

В ДПС обосновывают это тем, что правое расположение руля негативно влияет на безопасность на дорогах. По их данным, несмотря на тот факт, что такие автомашины составляют всего 10 % от общего количества транспортных средств, по показателям аварийности их участие также увеличивается с каждым годом, так, их удельный вес вырос до 18,2 % от общего количества ДТП.

Однако бывалые водители утверждают, что расположение руля никак не влияет на количество ДПТ.

«Какая разница, с какой стороны руль. Если человек не умеет водить машину, то расположение руля здесь ни при чем. Водитель, который имеет определенный опыт и легко справляется с леворульной машиной, также легко будет водить и праворульную. Здесь проблема не в этом. У нас начинающие водители в основном покупают водительские права. И это ни для кого не секрет. Молодые ребята, имеющие права, но не обучившиеся вождению, идут на авторынок и выбирают машину, более-менее приемлемую по цене. Как известно, «праворулки» намного дешевле. Если, к примеру, леворульная «Toyota» будет стоить $10 тыс., то такая же по параметрам «Toyota» с правым рулем будет стоить $7-8 тыс. Поэтому новички и ездят на праворульных. А так, как ездят они плохо, то чаще всего совершают ДТП», — рассказал водитель с 30-летним стажем.

Другим аргументом в пользу запрета у представителей правительства является вступление в Таможенный союз.

«Учитывая тенденции присоединения к Таможенному союзу, мы будем жить по общим правилам. Там запрещен ввоз праворульных авто, более того, запрещен ввоз автомобилей из Америки.  Потому что техническому регламенту ТС соответствуют только автомобили, производимые в Европе. Когда мы вступим в Таможенный союз, мы тоже должны будем придерживаться этих правил», — рассказал советник премьер-министра Олег Панкратов.

У России и Казахстана есть свой автопром, а у нас еще нет. Так что при вступлении в Таможенный союз, автомобили подорожают для нас на 50 %, если не больше. Зато

чиновники успокаивают тем, что мы сможем беспошлинно ввозить автомобили, производимые на территории стран ТС. И возможно, опасения некоторых критиков о том, что мы будем ездить на «Ладах», могут подтвердиться.

Однако, запрет на ввоз праворульных авто не является обязательным пунктом при вступлении в Таможенный союз. Это отдельная позиция каждого государства отдельно, которая не влияет на членство в Таможенном союзе. Общего стандарта здесь нет. К примеру, в Казахстане ввоз праворульных автомобилей запрещен, в России – нет.

Еще одним аргументом в пользу запрета праворульных авто для чиновников стало резкое увеличение количества автомашин на дорогах.

«Мы видим, что наш рынок уже переполнен автомобилями.  Сейчас Кыргызстан лидирует по количеству ввозимых автомобилей на душу населения. Такое количество машин стало причиной того, что появилось столько пробок на дорогах, повышенная загазованность и так далее», — сказал Олег Панкратов.

Как говорят многие эксперты, резкое увеличение количества машин вызвано тем, что водители готовятся к вступлению Кыргызстана в ТС. Одни видят возможность продавать машины соседним странам по выгодной цене, как это произойдет после вступления в Таможенный союз. Другие же хотят просто успеть приобрести авто по приемлемой пока цене для личного пользования.

Представители бизнес-сферы предлагают другое решение проблемы.

«Здесь уже больше совкового администрирования. Когда вопросы решаются через административные барьеры, запреты. А правильно это делать, как делают нормальные развитые страны – экономические барьеры. Если, к примеру, машина с правым рулем стоит $7 тыс., а с левым – $10 тыс. То при изменении таможенной сетки цена становится примерно равной. Если водитель хочет ездить на праворульной машине, то пускай ездит, только платит за это больше. Если он любит праворульные машины, а их есть за что любить, они технически довольно хорошо оснащены. Если водитель может это себе позволить платить больше, то почему бы и нет», — предложил глава Ассоциации рынков, предприятий и услуг Сергей Пономарев.

Постигнет ли Кыргызстан участь наших казахских соседей, пока еще точно не известно. Однако у автолюбителей появилось уже много вопросов. К примеру, если запрет все-таки введут, что станет с праворульными авто, которые уже ездят на наших дорогах.

«Насчет того, что автомобили, которые уже вошли, будут как-то ограничиваться для частного использования, речи никогда не шло.  Речь идет об ограничениях использования праворульных автомобилей в предпринимательской деятельности, в частности, для перевозки пассажиров. Правый руль — это все-таки риск, поэтому будут вводиться ограничения. Но для частных лиц, которые везли эти автомобили для личного пользования, никаких изменений не предполагается», — заверил советник премьер-министра.

Есть в этой ситуации еще одна малоприятная сторона. В случае, если праворульные авто перестанут завозить, цены на леворульные машины вырастут. Сработает закон рынка.

«Что происходит вообще, когда запрещают ввозить такие автомобили в страну? Сначала праворульные авто в Казахстане запретили вообще, через год эти машины подорожали. Когда есть соотношение спроса и предложения, здесь присутствует ценовая политика. Когда спрос все еще есть, а предложение уже ограничено, то это приводит к тому, что поднимается цена. Вот этого стоит ожидать», — пояснил Сергей Пономарев.

Вступят ли в закон поправки о запрете ввоза автомобилей с правым расположением руля, пока точно не известно. Однако, то, что эти перемены не решат ситуацию с ДТП на дорогах, понятно многим. Ведь такие проблемы должны решаться комплексно. А начинать борьбу нужно с того, к чему мы уже, к сожалению, привыкли – покупать водительские права и нарушать правила дорожного движения.

Поделитесь новостью