Соглашение по «Кумтору» по схеме «50 на 50» является наиболее выгодным для Кыргызстана вариантом. Так считает генеральный директор аудиторской компании «Y.Muszkat, Law Offices» Иорам Мушкат. K—News публикует текст письма, направленный экспертом в адрес депутатов Жогорку Кенеша (текст приводится без изменений):
«В последнее время в вашей стране идут неутихающие споры по вопросам реструктуризации Кумтора и условиях, которые предъявляет как Центерра, так и Кыргызская сторона.
Хорошо зная историю Кумтора, я решил высказать свои комментарии по Меморандуму о взаимопонимании по проекту «Кумтор» между Правительством Кыргызской Республики, ОАО «Кыргызалтын», компанией «Центерра Голд Инк.» (руководящие принципы) от 9 сентября 2013 года и Соглашению об условиях реструктуризации проекта Кумтор между Правительством Кыргызской Республики, ОАО «Кыргызалтын» и «Центерра Голд Инк» от 19 января 2014 года.
Следует отметить, большую разницу между этими документами. Текст Соглашения позволяет сделать вывод о значительном улучшении условий для Кыргызской стороны.
Когда создаются совместные предприятия, то основными приоритетными параметрами считаются:
- Страна, на территории которой создается предприятие, и какими законами, НПА будут регулироваться деятельность данного предприятия;
- Соотношение долей учредителей. Условия управления и дивидендной политики предприняты согласно учредительным документов;
- Сроки деятельности предприятия и его развитие.
Соглашение является основой для подготовки новых Соглашений и документов по реструктуризации проекта «Кумтор».
Ключевым моментом Соглашения является то, что новое предприятие будет создано на базе ЗАО «Кумтор Голд Компани» и ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани», и что Совместное предприятие будет являться юридическим лицом Кыргызской Республики, действующим на территории Кыргызской Республики в соответствии с принципами, отраженными в Соглашении, условиями последующих Соглашений, а также законодательством Кыргызской Республики.
Необходимо отметить, что впервые за 20 лет, Кыргызская сторона будет реально руководить проектом Кумтор. По закону Кыргызской Республики «Об акционерных обществах», к исключительной компетенции совета директоров относятся следующие вопросы:
— определение стратегических целей акционерного общества и формирование его политики, а также контроль над их реализацией исполнительным органом;
— избрание исполнительного органа и установление размеров выплачиваемого вознаграждения;
— принятие решения о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа;
— подготовка рекомендаций по размеру дивидендов по акциям и порядку их выплат;
— представление общему собранию акционеров обоснованных рекомендаций относительно реорганизации общества, а также по созданию филиалов и открытию представительств общества;
— избрание аудитора общества и определение размера оплаты услуг аудитора;
— рекомендация общему собранию акционеров величины, условия и порядка увеличения или уменьшения количества обращаемых акций и др.
Вышеуказанные полномочия Совета директоров позволят контролировать и осуществлять мониторинг деятельности управляющей компании, получая от него ежемесячные и ежеквартальные отчеты, а также устанавливать стандарты и нормативы деятельности на руднике на основе мировых стандартов.
Положительным фактом Соглашения является то, что в соответствии с соглашением председателем Совета директоров является представитель Кыргызской стороны. Все руководители управляющей компании будут назначаться после одобрения Совета директоров. Считаю, что форма акционерного общества с равным количеством членов Совета директоров и участием независимого профессионального и авторитетного члена Совета директоров позволит построить управление в соответствии с международными принципами. Это позволит повысить инвестиционный климат в Кыргызской Республике и доверие международных крупных инвесторов, большинство из которых является акционерами Центерры.
Важным пунктом соглашения (№9) является обязательство Центерры по увеличению численности граждан Кыргызской Республики в руководстве СП (к 2016 году, не менее 90 % менеджеров 4 верхних уровней руководства и 75 % трех уровней руководства из граждан Кыргызской Республики). Положительным является и то, что два вице-президента управляющей компании будут представители Кыргызской стороны.
Также одним из положительных моментов является пункты 2.2, 3.2.2, 15.2.4, позволяющие провести реструктуризацию открыто, прозрачно, с соблюдением всех законов, запрещающего коррупцию, взяточничество и прочие негативные явления. В случае выявления нарушений принципов реструктуризации, недобросовестного отношения и проявления элементов коррупции с одной стороны позволяет вернуться и устранить эти факты путем улучшения условий для другой стороны. Это позволяет Кыргызской стороне провести дополнительную оценку активов Центерры и доли в проекте «Кумтор».
Предлагаю особо акцентировать внимание в последующих соглашениях на то, что в прошлом были нарушения по определению активов учредителей, на необходимость их искоренения.
Соглашение позволяет увеличить реинвестирование в экономику Кыргызской Республики на не менее $50 млн США в год.
Важным моментом соглашения является ограничение срока с 4 декабря 2042 года до 2026 года.
К этому же сроку появляется возможность для Кыргызской стороны получить до 67% в СП «Кумтор» по справедливой рыночной цене.
Согласно статье 10 Соглашения, Совместное предприятие берет на себя обязательство по осуществлению инвестиций в проекты по развитию сообществ, ориентированные на развитие инфраструктуры (включая дороги), создание рабочих мест, реализацию сельскохозяйственных проектов и предприятий, поставляющих товары и услуги, используемые в горнодобывающей промышленности Кыргызской Республики.
Важным достижением соглашения является статья 13.2, позволяющий заключить договор с управляющей компанией, учитывающий международную практику горнодобывающей промышленности, стандарты охраны окружающей среды, и вознаграждение за услуги. Этот же пункт позволяет в случае нарушения вышеуказанных требований, расторгнуть договор об оказании услуг с управляющей компанией.
Соглашение предусматривает увеличение объема приобретаемых в Кыргызской Республике товаров и услуг от 100 млн. долларов США в течение срока проекта (составит 750 млн. долларов США).
Соглашение содержит ряд положений, позволяющий Кыргызской стороне увеличить поступление денежных потоков в бюджет Кыргызской Республики и населению страны.
С приобретением юридической силы, Соглашение позволит создать совместное предприятие на новых условиях хозяйствования, и проект «Кумтор» может стать из негативного примера инвестиций в передовой инвестиционный проект Кыргызской Республики.
Знакомясь с активным обсуждением предстоящей реструктуризации, мне кажется, что весь негатив вызван из-за того, что Кыргызская Республика и ее народ не получает от проекта «Кумтор» положенных им материальных выгод. Участвуя в своей практической работе, во многих хозяйственных спорах, я сделал для себя вывод, что в таких вопросах, как реструктуризация, и в вашим конкретном случае, положительные итоги возможны только в случае учета интересов всех сторон.
Я возвращаюсь к своим рекомендациям от 15 октября 2012 года, в которых я отмечал, что национализация нанесет только большой ущерб интересам Кыргызской Республики. На сегодняшний момент, с циничной точки зрения, можно предположить, что предложение о национализации проекта Кумтор могло поступить от самой Центерры, потому что это сделает их миллиардерами. Национализация, неминуемо приведет к падению акции и Центерра заявит, что в этом вина Кыргызской стороны, и они потеряли большую выгоду. Что по их прогнозам их акции должны были бы повыситься на 100 и более процентов. Они будут благодарить тех кыргызстанцев, кто за национализацию, как своих сторонников, которые помогли им получить миллиарды долларов — деньги которые они никогда не смогли бы заработать при честной, обычной работе.
Так как наша цель это помощь Кыргызской Республике, а не навредить ей, считаю вопрос национализации, даже как мысль, нужно снять с повестки дня.
По поводу того, как проводится работа на руднике Кумтор на сегодняшний день, то очевидно, что Центерра использует все возможности корпоративного управления только в своих целях. Дивиденды определяются не от общей суммы прибыли, а по остаточному принципу, по решению совета директоров. В связи с чем, Кыргызская Республика не получает положенных ей материальных выгод.
Новое Соглашение не является идеальной (идеалы существуют только в фантазиях), но это Соглашение является оптимальным при нынешних условиях.
Считаю, что Кыргызская Республика предпринимает правильные, взвешенные и рациональные шаги по созданию совместного предприятия «Кумтор» с долей 50-50.
Это — то единственное, что возможно на сегодняшний момент. Всю работу по проекту «Кумтор» считаю нужным поделить на 2 части:
- Процесс создания совместного предприятия.
- Проведение работы по взысканию долгов и упущенных выгод по отношению к компании «Камеко».
И эти направления должны осуществляться независимо друг от друга.
Если в соответствии с Соглашением в ближайшее время заработает совместное предприятие Кумтор по законодательству Кыргызской Республики, в соответствии с которой Кыргызская сторона начнет руководить данным проектом, то я уверен, что это позволит и поможет ускорить возвращение ранее упущенных выгод, выявить обман и коррупцию.
Все это позволит в конечном итоге увеличить долю Кыргызской стороны в проекте «Кумтор». Но, вся проводимая работа должна быть продуманной, системной, справедливой для всех участников реструктуризации и на всех этапах надо работать только профессионально».