Энергетика: доживем до 2017?

Автор -
699

Последние морозы в Кыргызстане лишний раз доказали, что кризис в энергосистеме нашей страны наступил окончательно и бесповоротно. Стоило столбику термометра опуститься ниже отметки в -15, и электроэнергия в домах кыргызстанцев стала величиной непостоянной.

Главная причина такого кризиса — кыргызская энергетика работает на пределе своих возможностей, до ввода новых гидроэнергетических объектов у страны не осталось лимита мощности – потребляем практически все, что вырабатываем.

В самом начале отопительного сезона энергетики предупреждали, что если потребление превысит выработку, подача электроэнергии может быть ограничена. 4 февраля был достигнут исторический максимум суточного потребления электроэнергии – 70,12 млн кВтч, максимальная потребляемая мощность составила 3 тыс. 121 МВт. При этом выработка электроэнергии возможна в пределах 3,3 — 3,4 тыс. МВт. То есть выработка и потребление уже практически сравнялись.

«Электрооборудование работает на пределе возможностей, резерв мощности отсутствует. ТЭЦ Бишкека несет нагрузку 352 МВт, что на 187 МВт больше показателя прошлого года. Потребление угля ТЭЦ за предыдущие сутки составило 6,5 тыс. тонн, что на 3,32 тыс. тонн больше показателя прошлого года. Дальнейший рост электропотребления может привести к перегрузу оборудования как в кыргызской энергосистеме, так и перегрузу межгосударственных линий электропередачи, что приведет не только к снижению качества электроэнергии, но и к автоматическому отключению электрооборудования и крупномасштабным авариям», — отчитываются в Минэнерго.

«Невеерные» отключения

Выход из этой ситуации энергетики нашли – введены ограничения в подаче электроэнергии по всему северу страны для разгрузки высоковольтных подстанций. В распредкомпании «Северэлектро» представили график отключений по Чуйской, Таласской областям и Бишкеку. Кратковременные перерывы в электроснабжении, по данным компании, возможны в ряде жилмассивов и южных микрорайонах столицы. Однако без света остаются не только эти районы. Как показал опрос жителей столицы, электроэнергию не отключают только в центре города, а в некоторых новостройках люди сидят без электричества по несколько дней, в частном секторе свет отключают едва ли не каждый день.

Эта ситуация многим напомнила 2008 год, когда по всей стране были введены веерные отключения. Запомнилось это всем, потому политики и энергетики до сих пор боятся даже произносить фразу «веерные отключения». И даже при наличии графика ограничений журналистам упорно твердят: «Это не веерные отключения!».

«Веерное отключение — временное ограничение электроснабжения или водоснабжения потребителей поставщиком. Веерное отключение вводится из-за невозможности поставщика обеспечить поставками всех потребителей одновременно. Веерные отключения электроэнергии не характерны для развитых государств и происходят там локально в результате аварий. В некоторых развивающихся государствах веерные отключения происходят часто или могут являться обыденной практикой, что связано с несоответствием генерируемой и импортируемой электроэнергии имеющемуся спросу».

В соответствии с определением у нас в стране ввели веерные отключения. И от того, что их называют по-другому, мало что меняется. Только остается ощущение, что народ пытаются обмануть. Возможно, было бы проще, если бы нам все честно объяснили и хотя бы составили точный график отключений, а не преуменьшали масштабы проблем?

Даже далеко не самый лояльный к энергетикам эксперт в области топливно-энергетического комплекса Расул Умбеталиев признает, что отключения – единственное, что сейчас можно предпринять.

«Согласно прогнозам Кыргызгидромета, до 1 марта на территории КР ожидается минусовой температурный режим. Для сохранения работы энергосистемы КР энергетики вынуждены применять кратковременные отключения. Другого выхода и альтернативы нет. В целях предупреждения и принятия определенных мер населением и предпринимателями во время отключений Минэнергопрому совместно с распредкомпаниями необходимо разработать и утвердить график отключений с указанием списков абонентов, участков, даты и времени. Придется терпеть и выживать, несмотря на обещания руководителей энергетики о высокой готовности к прохождению осенне-зимнего периода», — говорит Умбеталиев.

Доживем до 2017?

С каждым годом прохождение зимы становится для Кыргызстана все более сложным. Но и в скором времени нам никто не обещает резкого улучшения ситуации. Наоборот, в ближайшие 2-3 года нам придется еще тяжелей – потребление электроэнергии уже достигло выработки, а что будет, когда превысит? По прогнозам Всемирного банка, это произойдет уже в этом году, а к 2020 году дефицит предложения составит 30 % от уровня внутреннего потребления 2012 года.

Кыргызстану придется тяжело, это признают все. Но президент пообещал, что «к 2017 году мы перестанем каждый раз со страхом ждать зимы».

«В скором времени будет отремонтирована Токтогульская ГЭС. Ее работоспособность будет продлена еще на 40 лет. Весной 2014 года начнется совместное с Россией строительство ГЭС «Камбар-Ата-1». До 2017 года будут решены вопросы по реконструкции ТЭЦ Бишкека, которая будет производиться на средства из китайского кредита. К 2017 году Кыргызстан достигнет энергетической независимости и продовольственной безопасности», — сказал глава государства во время итоговой пресс-конференции.

Определенно одно – до того времени, когда будет опережающее развитие энергоисточников, электроэнергии Кыргызстану во время зимних морозов хватать не будет. Остается только ждать 2017 года, с кизяками и при свечах.

Поделиться