«У нас радость, их освободили прямо из зала. Домой едем. Ждите!» Родственница одного из подсудимых, обвиняемых в наркоторговле, разговаривая по телефону в коридоре Чуйского областного суда, не скрывает своих эмоций. Всего несколько минут назад председательствующий на процессе Нурбек Исаев озвучил свое решение: «Освободить из-под стражи Яязу Фаме, Арбуду Джумара и Шишизу Хаджезу ввиду недоказанности в их действиях состава преступления». Кроме этого суд вынес частное определение на действие сотрудников Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Говоря простым языком, оперативникам и следователю, занимавшимся этим делом, предстоит получить выговор за то, что они раскрыли дело и довели его до суда.
Правозащитница и наркотики
6 марта прошлого года оперативники Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД перекрыли в Кыргызстане международный канал поставок наркотиков. Операция была крупной и получила отражение в сводках МВД. Так, согласно информации министерства в Сокулукском районе в ходе спецоперации была задержана группа наркодельцов, которой, судя из оперативных данных, руководила 59-летняя жительница Оша Шишиза Хаджеза.
Выйти на след наркогруппы оперативникам помогла информация. Стало известно, что некие граждане намереваются сбыть на территории Чуйской области крупную партию наркотиков – около килограмма афганского «чарса». Установив личность наркоторговцев, сотрудники ГУБНОН вступили с ними в переговоры под видом покупателей. В результате в ночь на 6 марта с поличным были задержаны трое: Яяза Фама, Арбуду Джумар и Шишиза Хаджеза. У последней изъяли более 1 килограмма того самого чарса — гашиша афганского происхождения.
Интересно, что при задержании у Шишизы Хаджезы с собой имелось еще и удостоверение сотрудницы общественного объединения «Комитет по защите чести и достоинства народа Кыргызстана». Возглавляет его правозащитник и адвокат Акин Токталиев. Сам Токталиев, однако, вскоре после задержания поспешил от этой особы откреститься. По его утверждению, изъятое удостоверение — подделка.
Наркотики и задержанные есть – преступления нет
Троих обвиняемых, как и положено, на время суда и следствия поместили в СИЗО, собранные по делу материалы передали в прокуратуру, рассмотрев и посчитав их достаточными, надзорный орган передал дело в Сукулукский районный суд. Казалось бы, еще немного и вся троица отправится почивать на нары, но как бы не так. На процессе обвиняемые начали менять свои показания, уверяли даже, что в момент задержания их в указанном следствием месте якобы не было, несмотря на то, что распечатки телефонных разговоров говорят об обратном. А позже подсудимые вовсе один за другим заявили, как под копирку, что следователь в буквальном смысле «выбил» из них показания. Однако медицинская экспертиза показала – следов какого-либо насилия на телах подсудимых нет – ни синяков, ни ссадин, ни царапин.
Защита обвиняемых зацепилась за то, что протокол задержания заполнен одним оперативником, а подписан другим, что во время задержания не велась видеосъемка. Доводы прокуратуры о том, что протокол может быть напечатан хоть на пишущей машинке, хоть на компьютере – главное это подпись, суд почему- то не учел. Как не учел и то, что далеко не у всех оперативных групп МВД есть в распоряжении видеокамеры для съемки процесса задержания. Зацепились и за тот факт, что с момента изъятия наркотика и до его контрольного взвешивания прошел час. То, что это время ушло на дорогу от места задержания до Управления по борьбе с незаконной торговлей наркотиками (единственного места, где эксперты могут контрольно взвесить изъятое и провести химический анализ), также учтено не было.
На суд один за другим вызывались оперативники, следователь – каждый из них при допросе был вынужден раскрыть свои данные, тем самым подвергая риску жизни семей и близких. Дошло даже до того, что суд потребовал обнародовать личность секретного сотрудника Управления, выступавшего в роли покупателя.
После долгих разбирательств судья Сокулукского районного суда Турсунгуль Чаргынова в октябре прошлого года вынесла оправдательный приговор по всем трем фигурантам дела, с весьма странной формулировкой «за отсутствием состава преступления». То есть по логике судьи продажа килограмма наркотика – это само по себе не преступление. Любой мало-мальски образованный юрист знает, что при оправдании подсудимых дело о наркотиках должно было быть передано на доследование. Раз суд установил, что подсудимые невиновны, то следует выяснить, откуда взялся наркотик. Но это сделано не было. Легким росчерком судьи главный вещдок должен был отправиться на уничтожение. Прокуратура опротестовала это решение, направив апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию — Чуйский областной суд.
Свидетельские показания не в счет
На процессе в Сокулукском районном суде прокуратура предоставила главного свидетеля — Фатиму Мешанло — знакомую Яязы Фамы, которую последняя просила найти покупателя для «товара». Женщина подтвердила факт разговора. Несмотря на это суд, при вынесении приговора учел лишь показания самих подсудимых и доводы их защиты. В результате 6 февраля судья Нурбек Исаев постановил «освободить подсудимых из зала суда, ввиду недоказанности их вины». И если первая судебная инстанция допустила грубое нарушение, фактически постановив, что преступления не было вообще, то вторая инстанция эту оплошность исправила, отметив, что подсудимые преступления не совершали. Примечательно, что частного определения для рассмотрения законности действий судьи Турсунгуль Чаргыновой направлено не было, а вот оперативникам и следователю эти определения выписали. Как ни смотри, а однобокий подход налицо.
Итог всей этой истории прост – задержанные с поличным покинули зал суда свободными гражданами Кыргызстана. Прокуратура, в свою очередь, готовится опротестовать решение областного суда в последней инстанции, в надежде, что хотя бы в Верховном суде республики к рассмотрению этого нашумевшего дела подойдут с бесстрастностью и знанием уголовно-процессуального кодекса.