После Олимпиады ожидаются ужасы

Автор -

Пока болельщики ведут напряженный учет завоеванных российской сборной медалей, политологи гадают: что будет после Сочи? Станут ли Игры-2014 тем самым водоразделом в политике и экономике, который общественность предвкушает на протяжении последних месяцев (а то и лет)? «До Олимпиады не снимут» – такой прогноз то и дело приходится слышать, когда речь заходит о судьбе того или иного чиновника. А после? С окончанием Олимпиады связаны самые апокалипсические ожидания: от отставки правительства до очередного витка «закручивания гаек». Пишет Утро.ру.

Слухи о том, что после Олимпиады может произойти либо отставка кабмина, либо девальвация рубля, либо экономический кризис, пришлось опровергать даже пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Точнее, опровергал он только отставку правительства (это такая перманентная, по словам Пескова, «забава»), потому что девальвация рубля случилась еще до начала Игр, ну, а вялотекущий кризис давно уже очевиден.

Тем не менее, ряд отставок можно с высокой степенью вероятности прогнозировать если не сразу после Олимпиады, то вскоре после ее окончания. В последние дни СМИ упорно отправляют на покой одного из ближайших соратников Владимира Путина, главного железнодорожника страны Владимира Якунина. Как сообщил 11 февраля телеканал «Дождь» со ссылкой на несколько информированных источников, в июне у главы РЖД истекает срок контракта, и принципиальное решение о его уходе уже принято. Это уже вторая волна слухов об отставке Якунина (первая случилась прошлым летом). Ведущаяся сейчас против руководителя РЖД активная информационная кампания заставляет подозревать, что у Якунина обнаружился конкурент в ближайшем окружении Путина. Первая «отставка» сопровождалась разоблачениями со стороны известного информационного киллера Алексея Навального; вторая волна слухов сопровождается разгромным отчетом Счетной палаты.

Скорое появление вакансии ожидается и в другой госкорпорации: известно, что Алексей Миллер покидает пост председателя правления «Газпрома» из-за проблем со здоровьем. На его место сватают Германа Грефа. Но позицию рассматривают также как возможное будущее место работы Дмитрия Медведева Ранее в этом качестве чаще фигурировал объединенный Верховный суд, реформу которого Путин запустил осенью прошлого года. Однако, по слухам, сам Медведев дал понять, что предпочитает газовую монополию – тем более, он там уже работал. В любом случае, в прошлую субботу начался прием заявлений от претендентов на должности судей в объединенном Верховном суде. Он продлится до середины марта – значит, если Медведев намерен развивать свою карьеру в этом направлении, он должен предпринять соответствующие шаги в ближайшее время. Хотя, если рассматривать действующее правительство исключительно как клапан для стравливания социального пара, ближайшие месяцы – не самое удачное время для замены кабинета министров: основной рост недовольства явно еще впереди.

Однако тревожный звонок уже прозвенел: в декабре бывший глава правительства России, авторитетный академик Евгений Примаков выступил с докладом, в котором жестко раскритиковал кабмин Медведева за неолиберальную политику – по мнению Примакова, она идет полностью вразрез с интересами страны и курсом президента. Примаков призвал к прямому «противодействию политики неолибералов» – то есть любым попыткам правительства сократить присутствие государства в экономике. И, вполне возможно, этот призыв уже услышан в Кремле.

До последнего времени феномен Путина заключался в том, что ему удавалось проводить правую экономическую политику, удовлетворяя при этом левый политический запрос большинства. Однако логика «авторитарной тенденции», проявившейся после возвращения президента в Кремль, требует отказа от либеральных приемов управления национальной экономикой – они вызывают все более сильное раздражение у патриотов-государственников, на которых вынужден делать ставку Кремль. Это давление может оказаться сильнее, чем ожидаемый социальный протест, и сработать раньше.

И, кажется, в этом смысле Олимпиада, которая важна Кремлю прежде всего как инструмент самопозиционирования в мире, может оказаться не только формальным рубежом. Очень похоже на то, что принимать решения будут в том числе и по итогам Игр – по крайней мере, на эмоциональном уровне. «Закручивание гаек» последних дух лет было отчетливо связано с реакцией на протесты конца 2011 – начала 2012 года. Если Путину и его окружению не позволят ощутить запланированный олимпийский триумф, а вместо этого заставят почувствовать себя изгоями (сообщения иностранных журналистов о многочисленных недоделках в Сочи были расценены как намек на именно такое развитие событий), реакцией может стать новый виток ужесточения режима, новая консервативная волна, которая вполне способна накрыть не только уличных демонстрантов, но и правительство Медведева.

Поделитесь новостью