Кыргызстан страна с небольшой экономикой. В масштабах мировой экономики Кыргызстан могут не принимать во внимание. В этих условиях даже средний валютный спекулянт может создать кризисную ситуацию. Об этом сообщил заместитель председателя Национального банка КР Абдыбалы тегин Суеркул во время круглого стола в Бишкеке во вторник.
По его словам, средний валютный спекулянт «может подкинуть валюту в определенный период времени и в другое время забрать и это может создать в Кыргызстане кризисную ситуацию».
«Национальный банк Кыргызстана, исходя из специфики экономики время от времени, когда происходят спекуляции, резкие колебания, ажиотажный спрос или предложение приобретает валюту. С 2006 по 2008 годы большие притоки иностранной валюты в объеме $800 млн были выкуплены национальным банков. Во время кризиса 2009 года мы снимали резкие колебания», — пояснил зампред НБКР.
Представитель регулятора отметил, что преимущество Кыргызстана заключается в специфике рынка.
«Наше преимущество в том, что на рынке работает много людей, со своими прогнозами, расчетами, интуицией и в совокупности это дает большие преимущества. В нашем случае коридора (предел колебания валютного курса – K-News) нет, в формировании того или другого уровня принимают участие все участники рынка: коммерческие банки, импортеры, частное лицо, в совокупности происходят тысячи и тысячи операций. В результате формируется ежедневный курс, который мы фиксируем по состоянию на три часа и объявляем его», — заметил представитель Нацбанка.
Комментируя девальвацию национальной валюты Казахстана, Абдыбалы тегин Суеркул считает, что кыргызстанцам паниковать не нужно.
«Нам не надо паниковать, рынок есть рынок и из любой ситуации он найдет выход. Даже в самой худшей ситуации, как например, было в 2010 году, когда все границы были закрыты. Я не думаю, что ситуация неординарная. Главное нам не паниковать. Мы будем проводить не только интервенции, возможно, что будет изменение денежно-кредитной политики. К примеру, мы начали использовать новый инструмент – овернайт», — пояснил регулятор.
Абдыбалы тегин Суеркул считает, что Казахстан продолжит намеченный курс денежно-кредитной политики.
«У нас нет коридоров, мы двигаемся за рынком, где есть резкие колебания, иногда верх или вниз. Начиная с 2006 года, кыргызский сом укреплял свои позиции в течение 2-3 лет, вплоть до мирового кризиса. И это наблюдалось до 2011 года, и далее после стабилизации курс укрепился. То, что казахи сделали разом, то у нас началось плавно с сентября 2011 года, то есть плавная девальвация», — сказал он.