Закрытие Игр: рояли, балет и акробаты погрузили мир в русскую культуру

Автор -

Десятки роялей, кружащиеся по стадиону под музыку Сергея Рахманинова, разлетающиеся по стадиону страницы русской литературы, цирковое шоу, классический русский балет и снова олимпийский мишка, как символ окончания Олимпиады, — именно таким 40 тысяч обладателей билетов на стадион и миллиарды телезрителей запомнили последнее масштабное шоу Олимпийских игр в Сочи. Как это было в подробностях от РИА Новости.

Организаторы церемонии закрытия во главе с генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом также обыграли эпизод со снежинкой, которая во время церемонии открытия по техническим причинам не раскрылась и не превратилась в олимпийское кольцо. На церемонии закрытия в этот раз Эрнст не стал доверять технике. Вначале церемонии закрытия светящиеся фигуры на поле, символизирующие морских жителей, после ряда превращений выстроились в олимпийские кольцо, однако одно из колец ненадолго застыло, и лишь через несколько секунд приняло тот же вид, что и остальные. Зрители оценили шутку бурными аплодисментами.

Главным героем шоу, которое ее авторы назвали «Россия в отражениях», вновь стала девочка Любовь, сны которой о России послужили основой церемонии открытия. На заключительном шоу игр в Сочи Любовь в сопровождении клоунов Юрия и Валентины в исполнении известных цирковых актеров Андрея Шарнина и Аскольда Запашного проплывала через российскую культуру, главным образом, классическую. Таким образом, авторы передали миру сигнал о том, что многие классические культурные ценности, созданные русскими писателями, художниками, танцорами, являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия.

Артисты во время театрализованного представления на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

Для российских зрителей одним из самых трогательных моментов церемонии стал эпизод с задуванием олимпийского огня. Эту честь авторы церемонии предоставили одному из олимпийских талисманов — огромному белому медвежонку. Аниматроникс, изображающий медведя, на сцене задул огонь на стадионе, одновременно погасив его в огромной факельной чаше снаружи «Фишта». Часть эпизода сопровождалась песней Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «До свидания, Москва» как воспоминанием о летних Играх 1980 года в Москве, под которую символ тех Игр — бурый олимпийский медвежонок — улетел со стадиона «Лужники». Сам факел потух под пронзительную мелодию Эдуарда Артемьева из культового фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Талисман XXII зимних Олимпийских игр Мишка на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

Предсказуемой была овация, которую зрители устроили вышедшей на стадион российской сборной, которая преподнесла всем российским болельщикам приятный сюрприз, став первой в медальном зачете и поставив рекорд по количеству завоеванных наград не только в российской, но и в советской истории.

Небо, море, облака

Все закрытие была пронизано легкостью образов, благодаря чему его устроителям удалось создать настроение светлой грусти от окончания праздника спорта, во время которого Россия и Сочи стали настоящим центром мира.

Если церемония открытия поражала и подавляла масштабом декораций, динамикой музыкального сопровождения, которые включали в себя и трехмерные проекции кораблей и исторических городов, и грохот пушек, и строительство нового государства в период индустриализации, то главными образами закрытия стали море, по которому плывет лодка с главными героями, небо и облака, под которыми парили воздушные гимнасты.

Артисты во время театрализованного представления на церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

Главными смысловыми элементами церемонии, постановщиком которой стал итальянский театральный режиссер Даниэле Финци Паска, стало чествование русских композиторов, художников, писателей, танцоров и циркачей.

Шагал вместо Малевича

Русское искусство начала 20-го века является самым известным на Западе и самым востребованным у коллекционеров периодом русского искусства. Поэтому Эрнст и его команда и на открытии, и на закрытии эксплуатировала это художественное время. Однако если на открытии Малевич и его супрематические композиции вдохновили постановщиков на создание энергичного балета с яркими красками, огромными фигурами и динамичным действием на сцене под музыку «Время, вперед!», то на закрытии сценографы создали более лиричную композицию на основе картин художника Марка Шагала.

Артисты во время театрализованного представления на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи

Музыкальным сопровождением этого фрагмента стал фрагмент пьесы композитора Альфреда Шнитке «Полька для альта с оркестром» в исполнении самого известного российского альтиста Юрия Башмета и скрипичного маэстро Татьяны Самуил.

В этом же фрагменте в воздухе парили акробаты в костюмах невест, прикрепленные к наполненным гелием облакам. Это можно воспринимать как очевидный отсыл к картине Василия Кандинского «Невеста», известная также как «Русская красавица».

Артисты во время театрализованного представления на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

Данью русскому музыкальному наследию стала яркая сцена, когда пианист Денис Мацуев в окружении кружащихся вокруг 62 роялей исполнил фрагмент Второго концерта для фортепьяно Сергея Рахманинова.

Пианист Денис Мацуев выступает на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр

После этого усилиями сценографов стадион превратился в настоящий академический театр. Над стадионом повисла огромная театральная люстра, а на сцене выросло сразу две сцены: красно-золотая Большого театра в Москве и сине-золотая Мариинского театра в Санкт-Петербурге. На стадионе появился основатель легендарных балетных «Русских сезонов» начала прошлого века Сергей Дягилев в исполнении Юрия Смекалова, которого сменила легендарная Анна Павлова в исполнении Ксении Жиганшиной и ее наставник Энрикко Чекетти, роль которого станцевал Максим Зюзин из Мариинского театра. Потом на сцену вышли другие известные персонажи балетов Дягилева, в том числе, Умирающий лебедь и Жар-птица. Все действо сопровождал кордебалет, составленный из лучших танцоров двух великих русских театров под музыку из «Шахерезады» Николая Римского-Корсакого. Хореографию этой сцены церемонии осуществил известный постановщик Эмиль Фаски.

Солисты Государственного академического Большого театра и Мариинского театра во время театрализованного представления на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

Команда Эрнста также не смогла пройти мимо образа России как самой читающей страны мира. Величие русской литературы, которая дала миру Льва Толстого, Федора Достоевского и Антона Чехова, было показано через хореографическую композицию, главной темой которой стала библиотека. Под вальс Арама Хачатуряна из «Маскарада» главные герои — Любовь, ее друзья, а также персонажи других произведений.

Артисты во время театрализованного представления на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи

Экскурсия по русскому искусству закончилась грандиозным цирковым представлением, не уступившему по размаху шоу самого известного цирка Cirque du Soleil. Почти 400 цирковых актеров — акробаты, жонглеры, гимнасты — на шести различных аренах рядом с выросшим в центре стадиона цирковым шатром показывали все свое мастерство под сюиту Дмитрия Шостаковича и вальс Сергея Прокофьева из балета «Золушка».

Артисты во время театрализованного представления на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

До свидания, наш ласковый мишка

Рекорды спортсменов и болельщиков, или Чем запомнились Игры-2014

Одной из интриг церемонии, наравне с тем, как будут обыграна нераскрывшаяся снежинка, была аллюзия на Олимпийские игры в Москве 1980 года, которые для многих поколений советских людей стали одним из самых ярких воспоминаний.

Постановщики решили связать двух мишек — бурого, ставшего символом Олимпиады-80, и белого, маскота Игр-2014, перебросив, таким образом, мост между двумя Олимпиадами, которые разделяют 34 года.

В одной из финальных сцен церемонии огромная движущаяся кукла в виде белого Мишки под фрагменты мелодии легендарной олимпийской песни «До свидания, Москва» вместе со своими друзьями — Леопардом и Зайкой — искал олимпийский огонь, запрятанный в толще льда. После того, как огонь был найден, именно Мишка задул огонь, который одновременно погас и на стадионе, и в огромной факельной чаше на территории Олимпийского парка.

Поделитесь новостью