Страны Содружества с тревогой наблюдают за коллапсом власти в 45-миллионой Украине. А отдельные кликуши даже прогнозируют повтор трагических событий в перманентно нестабильном Кыргызстане. Но имеют ли эти прогнозы под собой почву? Об этом мы решили побеседовать с известным политологом Эдилем Осмонбетовым.
[attachment:78446]У специалиста Эдиля Осмонбетова свои взгляды на события в Украине. Пусть и небесспорные, зато оригинальные и независимые.
— Эдиль Кубатович, «Партию регионов» некоторые эксперты сравнивают с олигархическими партиями власти «Алга Кыргызстан» времен Акаева и бакиевской «Ак Жол». Дескать, доминирование соратников Януковича на политической арене Украины и стало одним из катализаторов событий на Майдане. У нас же многие недовольны активностью СДПК, считая, что она узурпировала власть в КР. Сам же Атамбаев на итоговом брифинге 16 декабря прямо назвал ее президентской партией, и мол, «если бы у нее было не 25 мест в парламенте, а 60, то я бы навел порядок быстрее». Вот это самое стремление АША «навести порядок» с помощью подручных эсдеков не вызовет ли обратный эффект, то есть массовые беспорядки?
-Само по себе стремление к порядку не является плохим. Лишь бы оно было увязано с реальными действиями руководства КР по улучшению социально-экономического положения в стране. Кредит доверия к власти еще не исчерпан. У граждан должно быть ощущение, что все делается правильно, тогда народ готов терпеть трудности и лишения для процветания страны.
[attachment:78447]Виктор Янукович считал себя небожителем, а оказался голимым и гонимым диктатором. Публично клялся, что не покинет Родину, а ведь в итоге позорно сбежал…
— Почему после кровопролития на Майдане и гибели десятков людей руководство Кыргызстана, как это принято по диппротоколу во всем мире, не стало выражать соболезнований властям Украины, или же призывать к мирному разрешению кризиса? Либо это была такая принципиальная позиция официального Бишкека?
— Думаю, наши власти до сих пор просто выжидают, чтобы до конца прояснить ситуацию в Украине. Возможно, ждут реакции партнеров по СНГ, особенно со стороны Кремля. Но, безусловно, необходимо провести четкую политическую рефлексию на эти события.
[attachment:78448]Алмазбек Шаршенович и Виктор Федорович никогда не были меж собой близки. Да и о чем могли шушукаться политики, не имеющие никаких особых интересов и взаимных связей?
— Численность украинской диаспоры в КР превышает 22 тысячи человек. В 2011 году создано Общество дружбы «Кыргызстан-Украина». Возможен ли среди них идеологический раскол на основе симпатий к разным сторонам конфликта на исторической родине?
— Нет, это маловероятно, так они отдалены от непосредственных событий в центре Европы… Пожелаем Украине и членам местной общины мира, стабильности и процветания.
— Генсек ОДКБ Николай Бордюжа 19 декабря прошлого года прямо заявил, что главная опасность для членов Организации – «цветные» революции. Похоже, этот слабодееспособный альянс, проморгавший массу ЧС, включая Баткенские события 1999-2000 годов, межэтническую резню 2010 года на юге КР, инцидент 11 января на госграницах Кыргызстана и Таджикистана, и другие случаи, больше беспокоит риск собственного распада, нежели заявленные цели по борьбе с наркомафией, терроризмом, контрабандой оружия и т.д. Впечатление, что для экспертов из ОДКБ и в целом спецслужб СНГ стало настоящим шоком появление в Украине доморощенных боевиков, атаки на цейхгаузы и воинские склады, массовый захват зданий органов власти в регионах, открытые боестолкновения с силами правопорядка и многое другое. Одно дело – традиционно взрывоопасный Северный Кавказ, приграничье с Афганистаном, активизация экстремистов в Поволжье, экспорт джихадистов из Сирии и Ближнего Востока. И совсем другое – полевые командиры и самостийные вооруженные формирования под боком у Москвы, в Малороссии! Если проглядели ЭТО, могут ли спецорганы из числа партнеров Украины спрогнозировать дальнейшее развитие событий?
— Полностью предугадать ситуацию в странах СНГ очень сложно, так как многие видят лишь то, что хочется, а не то, что есть в реальности! Между тем нужно объективно смотреть на факты, а не подгонять исторический процесс под некие стандарты. Революционные события в Грузии, Украине и Кыргызстане 2003-2010 годов не были спрогнозированы ни одним аналитическим или государственным органом. Все, грубо говоря, проспали так называемые «цветные революции».
[attachment:78449]Кто был прав, а кто виноват в революционных событиях апреля 2010 года в Кыргызстане, местный суд не может разобраться вот уже четвертый год! Интересно, а как интерпретируют последние события у себя в Отечестве служители Фемиды из Украины, кого и как они накажут, какие выводы сделает Верховная Рада, да и в целом весь мир?
— Если считать победой оппозиции капитуляцию Януковича, возврат к Конституции 2004 года, ограничивающую власть президента, освобождение из тюрьмы Юлии Тимошенко, возврат в казармы силовиков и другие меры, то чего можно ожидать от юго-восточных областей Украины, где раздается риторика жестко покарать «бандеровских экстремистов», и где уже комплектуются отряды самообороны? Возможна ли дальнейшая эскалация насилия? И как ее можно предотвратить?
— Евромайдан – это пример гражданского сопротивления активной части общества против коррумпированной власти Януковича. Он пренебрег ее интересами, попытался с помощью силы выйти из политического кризиса, поставив страну на грань гражданской войны. Это очень опасный вариант, ведь угроза расчленения Украины может иметь самые серьезные геополитические последствия.
Запад в данном случае – больше наблюдатель. Только в последнее время, после трагических событий в Киеве, европартнеры включились в процесс разрешения конфликта.
Гораздо более активную роль драйвера играет Россия, в чьей зоне влияния Украина находилась долгие годы. Поэтому Кремль должен воздержаться от поддержки сепаратистки настроенных лидеров ряда областей Украины, чтобы не провоцировать раскольнических идей, и не подпитывать антироссийские настроения.
Украина стала уже другой. Это факт! И цивилизационная неопределенность страны завершилась в пользу европейского выбора, который является приоритетом у большинства социума, о чем свидетельствуют данные многочисленных опросов во всех регионах Украины. Страна европейской ментальности хочет избавиться от опеки надоевших партнеров с имперскими амбициями, хочет видеть новых политиков с прогрессивным мышлением, прозрачных правил игры, а не очередной смены чиновников, контролирующих коррупционные схемы. Украина желает собственного выбора, стремится избавиться от давления «союзников». Эта страна хочет сама решать свою судьбу, жить по собственным нормам.
Исторические события на Украине показали, что развитие и защита демократических ценностей, свобода слова и право на независимость становятся все более важными для граждан. Особенно для молодежи, желающей жить и развиваться, зарабатывать, а не получать зарплату, существовать не по навязываемым совковским правилам, а по евростандартам, быть интегрированными в цивилизованное сообщество.
В Украине существует широкий консенсус у общества и бизнеса на евроинтеграцию. И здесь не надо путать выбор и судьбу! Выбор уже сделан – пройти через жесткий, трудный процесс обновления, и выйти из испытаний иной страной, интересной и перспективной. В том числе и для долго обсуждаемого и давно ожидаемого развития сотрудничества с Кыргызской Республикой. Поверьте, кроме экспорта украинского шоколада у обоих партнеров есть, что обсудить!
[attachment:78450]Любопытно, что Атамбаеву, несмотря на его косноязычность и порой излишнюю прямолинейность, удается ловко лавировать между грандами мировой политики. С одной стороны приоритеты СНГ, с другой – интересы НАТО. Здесь он сфотографирован с Кэтрин Эштон, главой европейской дипломатии, которую считают одним из главных сценаристов событий на Украине. А завтра он будет также лучезарно пожимать руки Владимиру Путину, или Си Цзиньпину. Ай да Атамбаев, ай да…
— Отдельные наблюдатели отмечают, что как на Украине, так и у нас в КР, очень сильны позиции националистов и трайбалистов, и что этот фактор могут использовать в своих деструктивных целях инициаторы новых волнений в КР уже этой весной. Это реально?
— Сейчас в полном смысле слова революционной ситуации в Кыргызстане нет! Для этого должны созреть объективные и субъективные причины. Впрочем, в любом случае необходимо развивать систему парламентаризма – это наилучший предохранительный клапан от чрезвычайных ситуаций.
— Также существуют опасения, что для кыргызских нью-мятежников может оказаться весьма ценным бесплатный опыт ультрас с Майдана. А именно: создание боевых сотен, скоординировано действующих под началом опытных лидеров; их тактика уличных боев и обороны; эффективное использование кустарно изготовленного вооружения и амуниции из подручных средств; организация продснабжения манифестантов; методы сооружения баррикад на стратегически важных трассах и создание дымовых завес из горящих автопокрышек, и многое, многое другое на случай длительного противостояния… Или же местные оппозиционеры все же предпочтут прежние инструменты совершения путча в виде многотысячного сбора частично вооруженных соратников и последующего стремительного штурма Белого дома, «не откладывая на завтра то, что можно сделать уже сегодня»?
— Мир изменился. Тактика и методы могут быть разными, но без общественного запроса невозможны никакие кардинальные события. Можно написать целое пособие по «цветным» революциям, но невозможно их осуществить без реальных предпосылок.
[attachment:78451]Со слов Розы Отунбаевой и ряда других фигур, так называемая «арабская весна» взяла старт именно после событий 7 апреля 2010 года в Бишкеке. Мол, смена деспотических режимов на Ближнем Востоке и в других регионах мира — калька антибакиевской революции. Но не вызовут ли события на Украине эффект бумеранга, ударив по самой «родоначальнице» насильственных реформ, то бишь по Кыргызской Республике?
— Есть мнение, что все нынешние революции — это такие специальные модели госпереворотов образца XXI века, с применением новейших информационно-коммуникационных, материально-финансовых и морально-психологических методов воздействия, которые сопровождаются поддержкой извне в целях легитимизации действий бунтарей, и часто имеют характер цепной реакции. Так способна ли дуга нестабильности протянутся от бунтующей Украины к Центральной Азии, где масса оппозиционных сил тоже мечтают свергнуть местные авторитарные режимы? Могут ли начать внедрять в странах ЦА украинский формат некие третьи силы, и с какими перспективными задачами?
— Революции прежде всего совершаются в головах людей, а уже потом на площадях и улицах! Никакие суперсовременные технологии, программы и техники не работают, если общество, люди не готовы к этому.
Каждая из стран Содружества прошла за годы после распада СССР свой уникальный путь. Кыргызстан развивается совершенно другими геополитическими ритмами, чем остальные страны Центральной Азии. Ментально и идейно ритмы нашей страны синхронизированы с Украиной, Грузией и Молдовой. И в этом плане две революции в Кыргызстане показали, что «нужно уходить на коне, а не когда лошадь сдохнет под тобой». Эти слова должны стать политическим кредо современных политиков.