Израиль: протесты против призыва ортодоксов в армию

Автор -

В Иерусалиме в воскресенье прошла массовая акция протеста религиозных ортодоксов против принятого на прошлой неделе Кнессетом закона о всеобщем армейском призыве. По оценкам полиции, в демонстрации приняли участие свыше 400 тысяч человек. Передает ВВС.

Митингующие требовали от правительства Израиля отказаться от планов в будущем призывать на службу учащихся религиозных учебных заведений. По их мнению, это противоречит жизненному образу любого религиозного еврея, в центре которого должно быть, прежде всего, ежедневное изучение Торы.

«Мы пережили инквизицию, переживем и новый закон», — заявил в воскресенье один из участников акции в Иерусалиме. – Если правительство считает, что нас можно таким образом заставить пойти в армию, вместо изучения Торы, оно сильно ошибается».

Десятки тысяч ортодоксов со всей страны стали съезжаться в Иерусалим уже утром. Вооружившись плакатами и транспарантами с надписями против правительства, демонстранты начали заполнять весь город.

К полудню полиция объявила о полном закрытии шоссе номер 1 – главной транспортной артерии страны. Попасть в столицу можно было лишь при помощи общественного транспорта. По своему масштабу воскресная акция уступала лишь похоронам раввина Овадьи Йосефа – духовного лидера сефардских евреев, которые прошли в Иерусалиме в октябре прошлого года.

Тогда в акции приняли участие свыше 800 тысяч человек.

Согласно израильскому законодательству, каждый гражданин, достигший 18 лет, подлежит призыву. Срок службы для мужчин составляет три года, для женщин – два.

Принятый еще в 1949-м году, когда молодое еврейское государство едва отпраздновало свою первую годовщину независимости, закон действует в стране до сих пор.

Впрочем, в этом же законе изначально были прописаны два серьезных ограничения. Первое – от армейской службы полностью освобождались граждане арабской национальности. Тогдашний премьер-министр страны Давид Бен-Гурион всерьез полагал, что израильские арабы, оставшиеся в стране после войны за Независимость, не смогут быть в достаточной мере лояльными еврейскому государству.

С тех пор израильские арабы призыву не подлежат и в армии не служат. Исключение составляют отдельные граждане, которые призываются на добровольной основе. Как правило, речь идет о подразделениях военной разведки, где особо ценится доскональное знание арабского языка.

Организаторы акции уверены, что после столь мощного протеста властям 
придется считаться с мнением религиозных ортодоксов

Второе ограничение касалось религиозных ортодоксов, изучающих Тору. Решение предоставить отсрочку нескольким сотням учащихся религиозных учебных заведений («ешив») было связано с тяжелыми последствиями Холокоста. Во время Второй мировой войны на территории Восточной Европы фашистами были уничтожены целые религиозные общины. Религиозные евреи остро нуждались в раввинах, знатоках священных писаний, в людях, умеющих толковать Тору.

Тогда, более полувека назад, подобный шаг был воспринят в обществе с полным пониманием. Чего нельзя сказать об этом сегодня, когда количество ортодоксов, получающих отсрочку от призыва, составляет порядка 70 тысяч человек ежегодно.

Проблему освобождения ортодоксов от армии, по мнению многих комментаторов, еще более усугубил закон, принятый в 2002 году по результатам работы специальной комиссии под руководством судьи Цви Таля. Отсюда и его название – «закон Таля». Срок действия закона был ограничен пятью годами. Основный его принцип заключался в том, что министерство обороны могло самостоятельно решать, сколько религиозных ортодоксов нужны армии, а сколько из них смогут продолжать учиться, без опасений быть призванными в армию.

В 2007 году Кнессет продлил закон Таля еще на пять лет. Количество ортодоксов-уклонистов от службы стало еще больше. Параллельно существенно выросло и недовольство светского населения. Общественные организации, борющиеся за равные права и обязанности, подали иск в Верховный Суд с требованием заставить государство призвать ортодоксов на армейскую службу.

Поделиться