Современное искусство или актуальное искусство – совсем молодое направление, которое сложилось во второй половине ХХ века. «Современное искусство характеризуется как совокупность художественных практик. Обычно под этим термином понимают искусство, восходящее к модернизму или находящееся в противоречии с этим явлением», — такое толкование дается в интернете. Во всем мире актуальное искусство широко распространено, и уже имеет своих ценителей.
Мало кто знает, что и в Кыргызстане есть его последователи, которые не просто творят в жанре современного искусства, но и пользуются популярностью на международном пространстве. Вот и совсем скоро, 19 марта отечественные художники представят свои работы на одной из самых инновационных ярмарок искусств, выставке «Art Dubai».
Кыргызстан на ярмарке искусств представит художественное объединение «ArtEast», которое поддерживает развитие современного искусства и творческого сообщества в Кыргызстане. Объединение было основано в 2002 году художниками Гульнарой Касмалиевой и Муратбеком Джумалиевым. Они также возглавляли проект школы современного искусства ArtEast и выступали кураторами широко известных международных выставок современного искусства в Бишкеке (Bishkek International Exhibitions of Contemporary Art).
K—News решил побеседовать с основателями объединения «ArtEast» и узнать, как обстоят дела с современным искусством в Кыргызстане.
Расскажите, какое значение имеет для наших художников участие в столь масштабном мероприятии?
Муратбек: «Art Dubai» — это выставка, где художники, в основном, представляются частными галереями. Тем не менее, такого масштаба мега-ярмарки как «Art Dubai» предусматривают большой сегмент для институций, которые могут представить художников не только в коммерческих целях. Таким образом, подобные выставки-ярмарки позиционируются и как большие культурные события, куда приезжают не только коллекционеры, но и художественные критики, кураторы и интеллектуалы. Это культурное событие, в рамках которого проходят многочисленные встречи, лекции, панельные дискуссии на определенные актуальные темы.
Гульнара: На выставке Арт Дубай секция «Маркер» в этом году посвящена современному искусству Центральной Азии и Кавказа. Непосредственно Центральную Азию будут представлять две институции. Из Кыргызстана – «ArtEast», из Казахстана — «Азия Арт плюс». Нами же будет представлено актуальное искусство 90-х и 2000-х годов, в основном – видеоарт, фото и печатная графика таких художников как Роман Маскалев и Максим Боронилов, Евгений Макшаков, Евгений Бойков. Работы Алимжана Жоробаева и Марата Райымкулова будут представлены совместно с галерей Laura Bulian из Милана. Кроме того, мы покажем также и свою раннюю видео работу.
Каково сейчас состояние современного искусства в стране? Есть ли в Кыргызстане арт-рынок как таковой?
М: Арт-рынок подразумевает наличие определенных институций, совокупность нескольких сегментов этого явления. То есть должен быть не только хороший художник, должен быть арт-дилер, должен быть арт-критик, кураторы, которые выставляют художников. Должны устраиваться выставки, причем высокого уровня, ярмарки, аукционы, должны быть выставочные залы. Не один зал, как у нас, а много выставочных залов, отвечающих современным требованиям. Да, у нас есть хорошие художники, но остальные сегменты арт-рынка у нас отсутствуют.
Г: У нас есть прекрасные художники, но в Кыргызстане пока нет коллекционеров, которых бы действительно интересовало искусство. Тем не менее, к нашим художникам все чаще и чаще обращаются коллекционеры с Запада.
Вы говорите о том, что хорошие художники у нас все-таки есть. Могут ли они своим творчеством достойно зарабатывать здесь, если коллекционеров у нас нет?
Г: Художник в нашей стране не живет за счет своих картин, если только он не работает на спрос. То есть рисует какие-то картинки, которые покупают в основном туристы. Такие работы стоят недорого, иногда одна работа может тиражироваться по несколько десятков раз. С точки зрения живописи, так не должно быть. Художник – это человек, который пропускает современную ситуацию в обществе через себя и создает некий художественный образ современности.
М: Если во время создания работы художник будет думать о том, как бы ее продать, то это уже будет не искусство, а ремесло в худшем смысле этого слова. Художник, по своей сути, ближе к философу, нежели к ремесленнику. У нас есть замечательные художники, но в наших галереях вы их не увидите. Если говорить о представителях актуального искусства, то здесь для них нет выставочных пространств.
На ваш взгляд, как нужно развивать современное искусство в Кыргызстане?
М: Нужно создавать центры современного искусства, нужно изменять в корне систему художественного образования, потому что та система, которая у нас сейчас есть, не подходит под критерии современности. Художественное образование в Кыргызстане сохранилось в очень консервативном виде еще с советского времени. У нас сейчас перестали готовить искусствоведов из-за того, что эта профессия сейчас не котируется. Те, кто закончил факультет искусствоведения, не могут никуда устроиться, потому что никому это сейчас не нужно. По этой же причине у нас нет грамотных арт-критиков, которые могут более менее внятно писать об искусстве. Конечно, у нас есть выставки, которые периодически устраивает Союз художников, но все это находится в очень плачевном состоянии.
Если взять, к примеру, Россию, то там, в больших городах, начиная с Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и так далее, существуют государственные центры современного искусства со своим бюджетом, со своей определенной политикой. У них существуют также художественные премии, которые стимулируют развитие искусства. Если есть достойная работа, то почему бы не наградить за нее художника. А для этого нужны специалисты, жюри, и не местное, а жюри международного уровня, которое оценит работу непредвзято. Все это — плохо ли, хорошо ли — работает в России. В Центральной Азии, к сожалению, такого сейчас нет.