Эльза Ким: «Будущее швейной промышленности – за бутиками. Это мировой тренд!»

Автор -
253

    Про то, чего ожидают швейники от Таможенного союза, про новые тенденции и кадровые проблемы отрасли, а также про то, что будет модно в этом сезоне, K-News беседует с Эльзой Ким, практиком от швейного дела и хозяйкой известной швейной компании Alexandra.

    Эльза Петровна, как вы считаете, загубит ли вступление в Таможенный союз кыргызстанскую швейную промышленность?

    Основное, чего боятся швейники при вступлении нашей страны в Таможенный союз, – это потеря конкурентоспособности. Цены на ткани, а они в нашей стране все привозные, вырастут, следовательно – себестоимость готовой продукции кыргызских производителей станет выше, и конкурировать в Казахстане и России, – а это основные экспортные рынки для наших швейников, – станет сложней. Не секрет, что основа кыргызского швейного бизнеса – это крупные оптовые поставки недорогих изделий. Наценка при этом небольшая, но за счет величины партий и отсутствия расходов на дизайн, – оптовики отшивают по 2-3 модели годами, – а также использования недорогих тканей, кыргызские швейники остаются при прибыли. Поэтому даже 10 %-ое увеличение стоимости тканей сильно пошатнет их конкурентные позиции, ведь основное их преимущество перед российскими и казахстанскими производителями – цена.

    Но, на мой взгляд, не все так плохо. С вступлением в ТС, рынок немного просядет, но, в конце концов, адаптируется к новым условиям. Общемировая тенденция демонстрирует, что будущее – за бутиками. А бутики – это нечто среднее между индивидуальным пошивом и оптом. Для тех, кто ориентирован на фирменные бутики, т.е. на качественную розницу, Таможенный союз вместе с ростом цен на ткани предлагает и выгоды. Открыть свои фирменные магазины в том же Казахстане станет проще. Выйти на легальные продажи за рубеж – тоже проще. К тому же в розничной торговле всегда существенная наценка, поэтому подорожание тканей не будет для розницы столь болезненным.

    Что нового появилось на нашем швейном рынке за последние годы?

    Новый тренд для швейников – продажи через Интернет. Опять же, заказы приходят в основном из России и Казахстана, причем приблизительно 50 % всех продаж, совершаемых через Интернет, к примеру, нашей компанией, – это офисные блузки и топы. Также хорошо идут костюмы. И если в 2007-2008 годах мы шили только платья, то сейчас костюмная мода вернулась в офисы.

    В отличие от 90-ых, когда наши швейники шили только оптовые партии, оставляя розницу либо привозным товарам, либо швеям-надомницам, сейчас потихоньку начинают формироваться отечественные швейные бренды. Здесь у нас, в отличие от основных конкурентов – Китая и Белоруссии, – своя история. Белорусские и китайские фабрики сперва отшивали одежду мировых марок по лицензионным соглашениям. А потом, набравшись опыта и изучив всю технологию и стандарты, сами стали превращаться в бренды. Белоруссия, кстати, для нас самый главный конкурент на рынке СНГ. Они очень хорошо шьют. Но у кыргызских швейников продукция дешевле. А цена все-таки имеет значение.

    В Кыргызстане же крупных фабрик, способных справиться с заказами от мировых брендов, не осталось. Все цеха сдаются в аренду мелким производителям. В общем, не сориентировались мы вовремя, сразу после распада СССР, то ли потому, что далековато находимся от Европы, то ли потому, что руководители фабрик того времени не проявили должной инициативы, продолжая по старой привычке ожидать госзаказов. Вот и сели всей отраслью на дешевый оптовый пошив, и лишь теперь потихоньку формируем розницу.

    Почему к розничной торговле наши швейники пришли лишь сейчас?

    Потому что розничная торговля – это большие затраты (по сравнению с оптом). Оптовики шьют хиты сезона. Всего 2-3 модели, но тысячами. В розничной торговле каждый сезон нужна новая коллекция, а это порядка 40 моделей. Нужны конструкторы и дизайнеры, много времени занимает разработка лекал. К швеям, опять же, повышенные требования. Во-первых, у розницы всегда выше стандарты качества. Во-вторых, каждой швее, ну опять же, сужу по опыту своей компании, в день приходится отшивать по три разных модели, а не одну и ту же модель из сезона в сезон. Следовательно – меньше выработка, выше себестоимость продукции, сложнее конкурировать. Приходится изобретать новые подходы к клиенту, заниматься маркетингом и т.д. У меня два года ушло на то, чтобы переориентировать производство на бутиковский уровень.

    Как кыргызстанцам удается конкурировать с китайскими фабриками?

    Китайские и турецкие производители на рынке СНГ немного проигрывают потому, что до сих пор не поняли особенностей нашей «снговской» фигуры. В частности, в их ассортименте мало одежды больших размеров.

    Насколько остро стоит проблема кадров в швейной отрасли?

    Швей не хватает постоянно. Мы их постоянно набираем, и они постоянно уходят: одни – в декрет, другие – потому, что уезжают из страны, третьи – потому, что не могут шить по нашим стандартам.

    Мы редко берем швей сразу после училищ. Практика показывает, что выпускницы «сырые», и требуется полгода — год на то, чтобы они научились работать. Ну, минимум 3 месяца, если швея сноровистая. 

    Не хватает утюжников. В швейном деле утюжник – очень важная профессия. Хочешь, чтобы швеи больше успевали за смену, позаботься о хорошем утюжнике. Их нигде не готовят. Обычно в утюжники идут молодые парни: студенты или те, кто по каким-то причинам не нашел пока работу по специальности. Мы их обучаем прямо на производстве, вопрос подготовки утюжника – это далеко не 2-3 недели.

    Сложно в стране и с технологами швейного производства. Сейчас их неплохо готовят в вузах, но я, будучи практиком, никогда не возьму на работу технолога, если он опасается швейной машинки. Если технолог сам не умеет шить по стандартам, он просто не имеет морального права руководить швеями! И потом, хороший технолог – это не только квалификация, но и характер. Мягкий человек едва ли справится с этой работой.

    Раньше очень остро стояла проблема поиска дизайнеров одежды. Теперь их научились готовить в КРСУ и «Политехе». Оттуда хорошие ребята приходят. У меня в штате 3 дизайнера и 3 конструктора, при необходимости подтягиваем и специалистов, работающих вне штата.

    Какие неосвоенные ниши на нашем рынке вы могли бы отметить?

    Сейчас появился спрос на молодежную одежду больших размеров. Традиционно «молодежка» конструируется в рамках размерной линейки от 42-ого до 48-ого. Сейчас этого стало не хватать. Требуются особые модели, разработанные специально для девушек, носящих одежду 48-54-ого размеров.

    На мой взгляд, на рынке есть большой потенциал для изготовления детской одежды. Дешевый «Китай» уже мало кого устраивает. Нужны качественные и при этом красивые вещи по адекватной цене.  

    Хромает в Кыргызстане производство зимней верхней одежды. Главным образом из-за того, что не до конца решена проблема с поставками тканей. В основном к нам везут ткани из Китая, Кореи и Турции. Но чтобы поставки были бесперебойными, нужен выход непосредственно на производителей. Этого наши швейники пока не освоили.

    А что наш Камвольно-суконный комбинат?

    За всех швейников здесь говорить не буду, но для себя мы уже решили, что попробуем в порядке эксперимента отшить кое-что из тканей, которые этот комбинат выпускает. Может быть и получится. Ткани с натуральными волокнами сейчас востребованы рынком, несмотря на то, что стоят они дороже. 

    Откуда черпаете идеи для своих коллекций?

    Как и все – из модных показов высоких марок. Правда, поступление тканей, фигурирующих в этих показах, в нашем регионе запаздывает на 2-3 года. И это уже хорошо, раньше запаздывание составляло 5 лет. И тем не менее, смотрим, учимся, адаптируем к условиям повседневности, конструируем что-то свое.

    И в заключение, в продажу уже стала поступать новая коллекция марки Alexandra. Чем она примечательна?

    Она яркая. Вообще, лето ожидается очень яркое. Ментол, арбуз, бирюза, зелень всех оттенков, а также классика летней моды – желтый и белый. Из трендовых вещей я бы отметила платье-рубашку. Обязательно примерьте эту модель! В этом сезоне это общемировой хит.

    Поделитесь новостью