Голливудские трюки кыргызских каскадеров

Готовясь к интервью с каскадерами, ознакомившись с их биографией, узнав об их достижениях и фильмах, в которых они снимались, я ожидала увидеть людей, которые, скажем так, «знают себе цену». Каково же было мое удивление, когда в небольшом спортивном зале, где всего пара тренажеров, один из которых трансформировали под скакуна с седлом, я познакомилась с людьми, которые сразу же произвели впечатление очень открытых и душевных собеседников. В небольшой компании меня встретили не как журналиста, а как дорогого гостя. Все официальности остались где-то за пределами этого скромного спортзала, здесь же царила дружественная обстановка, в которой мне рассказали и показали, чем занимаются кыргызские каскадеры.

[attachment:79621]

Признаться честно, до этого я не знала о том, что у нас в стране есть люди, которые занимаются постановкой трюков, а тем более о том, что наши каскадеры считаются одними из лучших в мире. И это не голые слова, в прошлом году кыргызско-казахская группа кинокаскадеров «Nomad» получила малый «Оскар» от Всемирной академии боевых искусств. Эта премия считается одной из самых престижных в спортивном мире.

«Каскадеры – спецназ кино», — в шутку поговаривают они сами. Наши же каскадеры были «спецназом» в самых известных фильмах, где есть по-настоящему эффектные сцены, от которых дух захватывает. Например, нашумевший российский боевик «Дневной дозор», знаменитый казахский фильм «Рэкетир» или исторический фильм «Кочевник», где кыргызские каскадеры работали с голливудскими звездами, в том числе с Марком Дакаскосом. Но совсем недавно предметом гордости для наших соотечественников стало то, что кыргызские кинокаскадеры снялись в фантастическом боевике с Киану Ривзом в главной роли «47 ронинов». Оказалось, что постановщики фильма были уже наслышаны о группе каскадеров «Nomad», и решили пригласить сразу нескольких дублеров, тем более для съемок им были необходимы каскадеры именно с азиатской внешностью. Из Кыргызстана в фильме приняли участие Эдил Молдалиев, Мурат Бурханов, Тойчубек Серкебаев, Илчибек Нураев, Канат Абдрахманов и Нурбек Болотов. Кроме них огромная группа каскадеров для фильма «47 ронинов» состояла из японских, английских, американских и испанских каскадеров. Съемки проходили около месяца неподалеку от Лондона в частной конюшне. Все это время снимали 4-минутный эпизод вначале фильма, где японские воины сражаются с огромным зверем.

[attachment:79628]

Чем реалистичнее на экране выглядят сцены сражений, падения и другие постановочные трюки, тем тяжелее они даются тем, кто это делает. Мало кто из нас при просмотре, к примеру, «Кочевника» задумывался о том, насколько реалистично упал всадник, или о том, как правдоподобно упал сам конь. А ведь для того, чтобы мы этого не замечали, чтобы при просмотре ничего не «резало глаз», приходится прикладывать неимоверные усилия. Секундные кадры снимаются по нескольку десятков раз, и каждый раз каскадер должен падать так, чтобы у зрителя не появилось ощущения того, что это падение было постановочным. Поэтому работа каскадеров считается не только тяжелой, но и одной из самых травмоопасных. Однако сами каскадеры об этом думают меньше всего. «Будешь много думать о переломах и ушибах, что-нибудь обязательно случиться, поэтому лучше вообще о таком не думать», — говорит каскадер с 20-летним стажем Мурат Бурханов.

Несмотря на то, что кыргызские каскадеры большим спросом пользуются за границей, продолжать свою деятельность они собираются только в родном Кыргызстане. «А зачем нам уезжать? Мы ездим на съемки с коллегами из разных стран, делимся опытом, развиваемся. За границей мы только работаем, но жить все равно хотим здесь», — говорят они. И вправду, зачем им уезжать, тем более, в этом скромном спортзале они готовят новых молодых каскадеров, которые, едва начав заниматься, уже имеют в своем арсенале несколько сложных трюков. Двое из них — Адилет Усубалиев и Дамир Ашымов — даже снялись в самой ожидаемой исторической картине этого года «Курманжан Датка», которую мы сможем увидеть уже этим летом.

На экране мы видим лишь несколько минут завораживающего экшна, но за быстро сменяющимися кадрами стоит долгая, трудная и опасная работа, которая требует постоянных усердных тренировок. В работе каскадера нужно быть «мастером на все руки» — знать акробатику, сценические бои, борьбу на саблях и мечах, уметь работать с огнем, и даже с животными. Всему этому  у нас специально нигде не обучают, однако, несмотря на это, фильмография отечественных каскадеров постоянно пополняется. И все чаще фильмами, в которых снимаются наши дублеры, становятся кассовые голливудские картины. При этом каскадеры из команды «Nomad» остаются довольно скромными людьми, которые не привыкли хвастаться, а привыкли относиться к своей работе со всей душой. Лично у меня, после беседы с душевной компанией каскадеров, сложилось впечатление, что вот на таких людях, которые любят свое дело, которые своим делом прославляют нашу страну, и держится Кыргызстан.

Поделиться