«Пророк говорит о том, что «поистине к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами». Не духовенство наше, не имамы об этом не говорят. Сказано, что пророк, говоря о тех, кто окажется в огне, называл «грубых, жадных и горделивых». Вот теперь посмотрите, сколько у нас народу находится в структурах, которые полностью подпадают под эти вещи». Пророка процитировал независимый эксперт Акылбек Салиев во время кругло стола, организованного Национальным институтом стратегических исследований в Бишкеке в пятницу.
По его словам, Кыргызстан в течение 20 лет занимается вопросами религии.
«В Конституции мы прописали, что мы государство светское. В то же время не представляем, что такое светское. При этом у нас половина парламента читает намаз. Сегодня уже можно уверенно говорить о том, что люди, читающие намаз, не всегда являются образцом нравственности. Если раньше говорили, что он читает намаз, то это внушало уважение», — отметил эксперт.
Салиев подчеркнул, что впервые за 20 лет независимости Кыргызстана глава страны четко обозначил задачу необходимости разработки новой концепции разработки государственной политики в религиозной сфере.
«Впервые государство открыто и на высоком уровне признало «сложность ситуации в религиозной сфере» и высказалось за «кардинальный пересмотр принципов и методов государственно-конфессионального взаимодействия». Здесь заложены серьезные и принципиальные вещи, и будет хорошо, если соответствующие государственные структуры правильно растолкуют эти два момента. Действительно объективно оценят сложность ситуации в религиозной сфере и предложат конкретные меры для пересмотра принципов и методов государственно-конфессионального взаимодействия», — заметил он.
«Вот в этом взаимодействии есть только два варианта. Либо Церковь руководит государством как в Ватикане, Иране и Саудовской Аравии, или же государство управляет всем остальным. Мы признали, что светскость. За 20 лет мы пришли к тому, что мы официально заявляем, что пойман член Хизб-ут-Тахрир с листовками, которые открыто, признают свою принадлежность к организации, и посадить их мы не можем. В их программе четко прописано строительство халифата», — подчеркнул Салиев.
По мнению эксперта, людей, которые занимаются дааватом, с юридической точки зрения посадить невозможно, потому что они не занимаются тем, что могло бы входить в противоречие с интересами государства.
«Другой вопрос, что они навязывают, и диктуют остальным как нужно жить. Для того чтобы посчитать себя полноценным правоверным, достаточно надеть короткие штаны и пустить бороду. А вопросы нравственности, истинного образа мусульманина никто не поднимает», — сказал эксперт.
В заключение Салиев заметил, что в Кыргызстане необходимо создание мусульманского сообщества.
«Это было бы серьезным аргументом в борьбе против радикальной исламской организации, которая ставит задачу установления халифата. Если мы обратим их внимание на то, что они могли бы совершенно спокойно, в рамках любой Конституции заниматься созданием мусульманского сообщества, а не заниматься строительством исламского государства, то тогда их работы и усилия остались бы в правовом поле», — заключил Салиев.