Законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за ложную информацию в СМИ о преступлениях, не нарушает нормы Конституции. Об этом заявила на заседании парламентского Комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностью депутат Эристина Кочкарова (Ар-Намыс).
Она отметила, что свобода слова является одним из принципов демократии в стране, однако она не должна превалировать над другими принципами демократии.
«Мы говорим не об ущемлении свободы слова, а об обвинении в тяжких, особо тяжких преступлениях, в коррупции. Мы не нарушаем нормы Конституции. Да, у нас в стране демократия, но она не состоит только в свободе слова. Свобода слова не превалирует над другими принципами демократии, главное должно быть верховенство закона. Давайте будем более ответственными, когда говорим о каких-либо преступлениях», — сказала парламентарий.
Ее коллега Ширин Айтматова (Ата Мекен) подчеркнула, что данный законопроект в государстве будет работать неправильно.
«Я боюсь, с карманным парламентом закон не так будет использоваться. Мы не можем гарантировать, что его используют правильно. Люди испугаются давать прессе какую-либо информацию о фактах коррупции», — сказала народная избранница.
Депутат Галина Скрипкина (СДПК) в свою очередь заявила, что поддерживает концепцию проекта закона. По ее мнению, необходимо прекращать тенденцию в СМИ о распространении ложных обвинений.
«Мы заигрались с демократией и свободой слова. Сейчас со страниц газет льются такие обвинения — этот коррупционер, этот мародер, а этот взяточник. Словом можно не только ранить, а убить. Это надо прекращать», — сказала она.
Лидер фракции «Ата-Журт» Мыктыбек Абдылдаев в ходе обсуждения признался, что его ввели в заблуждение.
«В прошлый раз мы договорились еще раз обсудить концепцию законопроекта и внести норму как примечание. Но документ был вынесен на палату, прошел голосование, все автоматически проголосовали. Вы ввели меня в заблуждение. Во второй раз я не хочу быть лопухом. Я знаю, откуда ветер дует. В Кыргызстане мы ежегодно регистрируем 30-33 тысячи преступлений. В тоже время в некоторых европейских странах в год регистрируют около 150 тысяч сообщений о преступлениях. У них другая психология. К примеру, человек вышел на балкон и увидел соседа, который не так повесил белье. Полиция приезжает и разбирается. У нас такой психологии еще нет. К тому же вы законопроект слово в слово из российского комментария переписали. Ни один юрист не поработал. Не хочу, чтобы говорили, что «Ата-Журт» поддерживает или не поддерживает законопроект. Нас и так бьют, но мы крепчаем», — сказал депутат.
Эристина Кочкарова и ряд депутатов предлагают внести поправки в Уголовный кодекс. Так, статья 329 дополняется пунктом о заведомо ложном сообщении в СМИ. За заведомо ложное сообщение в СМИ о совершении преступления предлагается наказывать штрафом от 500 до 1 тыс. расчетных показателей или лишением свободы на срок до 1 года. За ложное сообщение о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления предполагается штраф в размере от 1 до 2 тыс. расчетных показателей или лишение свободы на срок от 1 до 3 лет. Также предлагается наказывать в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет, если ложное сообщение совершено в интересах организованной группы или преступного сообщества и соединено с искусственным созданием доказательств обвинения.