В ближайшее время в российских кинотеатрах могут резко сократить показ иностранных кинофильмов. Соответствующий законопроект подготовили в Государственной думе. Сообщают Известия.
Предполагается, что на киноленты зарубежных производителей, а в российском кинопрокате превалируют американские картины, установят ограничения — только 50% демонстрируемых лент смогут составить работы зарубежных режиссеров, остальную часть проката составят фильмы отечественных производителей. Об этом «Известиям» рассказал автор документа, депутат ГД от «Единой России» Роберт Шлегель. При этом народный избранник заверил, что его предложение не связано с санкциями, которые американские чиновники установили против российских парламентариев.
— Необходимо, чтобы наши фильмы составляли половину российского проката в целом. Подобные законопроекты вносили на рассмотрение Госдумы и раньше. Я еще четыре года назад первым подготовил аналогичный документ, потом уже Министерство культуры и вице-спикер ГД Сергей Железняк предлагали установить 20-процентную квоту на показ российских фильмов, — рассказывает Шлегель. — Я думаю, что должно быть все-таки 50%. У нас в основном показывают американские фильмы, которые пропагандируют стереотипы, национальные интересы и ценности США. Многие из этих лент низкопробные. Россия же способна производить свое кино, которое будет интересно зрителям.
Депутат пояснил, что таким образом можно будет заинтересовать кинопрокатные сети и кинокомпании в увеличении количества производимых фильмов. Парламентарий отметил, что речи о полном запрете американских фильмов не идет — киноработы американских режиссеров могут быть доступны зрителям на различных носителях.
В феврале 2013 года член думского комитета по культуре Дмитрий Литвинцев (ЛДПР) также вносил документ, устанавливающий запрет на производство в России иностранных фильмов и вводящий требования к происхождению инвестиций и составу съемочных групп отечественного кино. Автор законопроекта предлагал классифицировать фильмы по способам создания: национальные, иностранные и фильмы совместного производства. При этом, по замыслу Литвинцева, в кинотеатрах должны были показывать 80% российского кино. Документ не нашел поддержки со стороны парламентариев и был отправлен на доработку.
— Я предлагал ввести системы квотирования, чтобы российских фильмов было не 50%, а гораздо больше. Я это предлагал с целью поддержать российский кинопрокат, но меня не поддержали. А сейчас это очередной популизм, — высказался он.
Первый заместитель председателя комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин («Справедливая Россия») двойственно воспринял предложение Роберта Шлегеля.
— Всё дело в деталях. Если речь идет о защите зрителя, то он сам вправе выбирать то, что хочет смотреть. Заставлять его идти на российское кино не правильно. Ограничивать американское кино в этом плане также нелогично, люди станут искать его там, где оно есть, и уходить на незаконные пиратские сайты, — рассуждает Левин. — Если же это попытка ограничить американский кинопрокат на территории нашей страны, для того чтобы поставить на место американских политиков, которые ввели несправедливые санкции, то это ограничит простых россиян. Такого пути надо избегать, ведь в политических пикировках важно, чтобы ответные шаги не затрагивали простых людей.
Глава кинокомпании «Амедиа», президент фонда «Академия российского телевидения» Александр Акопов убежден, что такие меры могут навредить российскому кинематографу.
— Это приведет к упадку отечественного кинематографа, потому что у режиссеров «расслабятся мускулы». Это можно видеть по примеру европейских стран, которые пошли по аналогичному пути. Кроме того, технически это будет сделать невозможно, потому что многие станут выдавать одно за другое. Сейчас российский кинематограф чувствует себя прилично, есть результаты. Ни один нормальный российский фильм не остался незамеченным. Поэтому предложение парламентария плохие фильмы не поднимет, а хорошим навредит, — уверен он.
Отметим, что в мире практически не осталось стран, где бы действовало квотирование по фильмам. Во Франции существовали квоты сразу после Второй мировой войны — это было условие США, дававших тогда займы на послевоенное восстановление: в кинотеатрах должно было быть квотированное количество сеансов для показа голливудского кино. Сперва американские фильмы получили девять недель в квартал, потом пять, а в начале 1950-х квоты и вовсе отменили.
В Корее квоты были введены в 1966 году: тогда корейские кинотеатры обязаны были крутить отечественное кино не менее 90 дней в году. В 1973-м, после того как тогдашний президент Пак Чон Хи переизбрался на третий срок, правила ужесточили: квоту увеличили до 121 дня, а право импорта кинокартин дали только тем компаниям, которые сами занимаются кинопроизводством, причем не абы каким, а патриотическим. Сейчас в Корее квота сохраняется, но чисто номинально: те 52% бокс-офиса (кассовые сборы. — «Известия»), которые зарабатывают в Корее местные фильмы, — вполне рыночный результат.
В Китае же показывают чуть больше 30 голливудских фильмов в год, прокатом которых занимаются две госкомпании-посредника. 20 фильмов ввозят по квоте, остальные — в рамках особого соглашения по импорту фильмов в «премиум-формате», то есть IMАХ и 3D. Голливудское кино собирает около половины бокс-офиса.
Роберт Шлегель заверил, что на этой неделе законопроект будет рассмотрен на фракции партии власти и в ближайшие две недели внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.